О «велосипедном» потенциале региона и цене здоровой жизни «АиФ-Липецк» беседует с ветераном велоспорта, заслуженным работником физической культуры Клавдией Харитонкиной.
Одни разговоры
— Клавдия Павловна, жители часто жалуются, что устают стоять в пробках, дышать выхлопными газами. Но пересесть на велосипед решаются единицы. Почему?
— А где им кататься? В городе нет ни одной закольцованной велосипедной дорожки. Вот и приходится на свой страх и риск выезжать на оживлённые трассы. Хорошо, если это подготовленный спортсмен, а если ребёнок? Уже сколько было случаев, когда сбивали велосипедистов. Люди боятся попасть под колёса, хотя многие бы с удовольствием поменяли машину на велосипед. Я вижу, что такое желание у населения есть. Липецк перенасыщен автомобилями и поэтому задыхается в пробках. Чтобы добраться с одного конца города на другой, нужен час-полтора. На велосипеде это можно сделать гораздо быстрее. Да и для здоровья полезнее.
— Где, по-вашему, нужны велосипедные дорожки?
— В новых жилых микрорайонах они должны быть обязательно. И я не думаю, что построить их большая проблема: земли для этого хватает. Всё дело в желании. Но пока я слышу только разговоры. У нас есть прекрасное место — Молодёжный парк: его можно было бы облагородить, благоустроить и проложить там хорошую трассу. То же самое могу сказать про Каменный лог, Нижний. Велосипедисты и сейчас там катаются, только им приходится маневрировать между пешеходами. А нужно, чтобы никто друг другу не мешал, как в Европе.
— То есть получается, на словах декларируется развитие велодвижения, а в результате — куча недоделок?
— Такое впечатление, что многое делается для «показухи». Взять те же велопробеги. Впереди едет гаишная машина, за ней — велосипедисты. Ну, проехали они, а что дальше? Не будет же их постоянно сопровождать автомобиль. Поэтому тех, кто предпочитает велосипед как транспорт, по-прежнему немного, но всё больше людей выбирает его как способ проведения досуга. И это радует.
Растим для Москвы?
— Вы стояли практически у истоков профессионального велоспорта в Липецкой области. Можете сравнить: как было и как стало?
— Раньше в каждом районе была велосипедная секция. Во время соревнований на старт выходило одновременно по 300-400 человек. По улице Ленина гоняли, по Петровскому спуску, Тракторному посёлку. Люди стояли вдоль дорог, смотрели, болели. Это был действительно любимый и народный вид спорта. А сейчас этого нет. Соревнования проводить негде, единственный велотрек за стадионом «Пламя» забыт и заброшен. И одна спортшкола с отделением велогонок на всю область осталась. Массовый спорт, безусловно, надо развивать, и его развивают, но не нужно забывать и о профессиональном.
— А много у нас желающих им заниматься?
— Хотелось бы больше. Но мы рады и тому, что есть. Берём всех, кто приходит, лишь бы приходили. А это уже зависит от родителей. Если они хотят, чтобы их ребёнок был здоровым, физически развитым, успешным, то отдают его в спорт. Не обязательно велосипедный — это может быть плавание, волейбол, хоккей. Я, например, в детстве чем только не занималась — и лыжами, и лёгкой атлетикой. Пусть ребёнок попробует всё, а уже потом выберет сам, что ему интереснее. Но подтолкнуть его к этому должны родители. Сами дети сейчас ничего не хотят, кроме как сутками сидеть за компьютером. А потом мы удивляемся, откуда у них столько болезней.
— Хорошо, придёт ребёнок в секцию. Есть ли у него шанс пробиться в сборную?
— Есть. Много наших ребят и сейчас выступает в велогонках российского, европейского, мирового уровней — Никита Разумов, Владимир Ильченко, но уже за другие области.
— Почему?
— Потому что здесь мы не можем предложить им достойного продолжения карьеры. То есть до определённого момента мы спортсмена ведём, тренируем, потом чувствуем — ему надо двигаться дальше. А дальше у нас только один выход — отдавать его в спортивный клуб другой области. Что тут сказать? Обидно — растишь этого ребёнка, вкладываешь силы, душу, а его уже «готовенького» забирает к себе Москва или Питер.
— Чего нам не хватает, чтобы здесь растить своих чемпионов?
— Самого малого — денег (смеётся). Сборы, соревнования — за всё приходится платить из своего кармана. Из бюджета финансируются только главные старты, вроде Первенства России, но ведь на них ещё нужно попасть. Без соревновательной практики начинающему спортсмену никуда. Ему нужно развиваться, чувствовать конкуренцию. Какой смысл — вариться в собственном болоте? Конечно, на какие-то соревнования мы выезжаем, но многое приходит мимо нас.
Можно без дорог
— Что всё-таки нужно, чтобы велодвижение у нас в городе, регионе развивалось?
— Да, я думаю, наше спортивное руководство и само всё знает. Только не всё, как я понимаю, от них зависит. Надо открывать секции в каждом районе, сёлах, пусть дети занимаются маунтинбайком (гонки вне дорог на горных велосипедах. - Ред.). Для этого не нужно каких-то особых условий — клочок земли, да небольшое помещение, где бы можно было переодеться. В городах надо строить велодорожки, повышать зарплаты тренерам. Сейчас они просто смешные. 12-15 тыс. руб. — разве для взрослого мужчины это деньги? Как он будет на них семью кормить? Вот поэтому и в детских спортшколах работают в основном пенсионеры.
— А как посадить взрослых на велосипеды?
— Я думаю, если будут созданы условия, это не проблема. Главное — посадить на велосипеды детей. Пусть не все станут профессиональными гонщиками, но в жизни они точно не пропадут. Спорт даёт очень многое: развивает дисциплину, закаляет характер, ну и не будем забывать про здоровье. Посмотрите на меня: в свои 70 я дам фору тридцатилетним (смеётся), а всё потому, что веду активный образ жизни и, конечно, катаюсь на велосипеде.