aif.ru counter
2065

«Мы стали биороботами». Психолог о потере человечности и детской жестокости

«Пусть дети видят ссоры родителей, но они должны также видеть и то, как те мирятся, ведь они копируют поведение взрослых».
«Пусть дети видят ссоры родителей, но они должны также видеть и то, как те мирятся, ведь они копируют поведение взрослых». © / АиФ

В Хабаровске девушки жестоко издевались над беззащитными животными, а свои зверства снимали на видео. В Липецке подростки играли живым котёнком в бейсбол. А возле супермаркета местные жители нашли растерзанного живодёрами щенка. Что происходит с нашими детьми? Об этом мы говорим с заместителем директора Института психологии и образования по учебной работе, старшим преподавателем кафедры психологии, педагогики и специального образования ЛГПУ им.П.П.Семенова-Тян-Шанского Еленой Бычковой.

Не ценят жизнь

Екатерина Деревяшкина, АиФ: Откуда в современных детях столько агрессии?

Елена Бычкова: За поступки детей отвечают взрослые. Дети – это лакмусовые бумажки семьи, в которой они растут и воспитываются. Поэтому воспитывать надо не детей, воспитывать надо родителей. И я не перестану повторять, что должны быть школы для родителей. Лицензию на родительство надо выписывать точно так же, как выдают водительские права. Прежде чем ты сядешь за руль, ты должен научиться водить. Так почему у нас нигде не учат воспитывать детей? Родители не знают простых, базовых вещей. Зато чуть ли не с пелёнок записывают детей в развивающие центры. Смотрите, какой у нас ребёнок – и английский знает, и на пианино играет, а то, что он несчастный  – до этого никому нет дела. Главное, что мы растим конкурентоспособных людей. Поэтому то, что они творят, это нормально. Мы сами сделали их такими.

- Но ведь родители не учат детей жестокости?

- Такая форма агрессии всегда говорит о том, что в ребёнке скопилось много невыраженных чувств, как правило, негативных. Ведь родители часто и сами не замечают, как грубо разговаривают с детьми, срываются на крик, допускают в беседах обидные и унижающие характеристики. А те не могут им ответить, просто потому, что это папа и мама, и загоняют отрицательные эмоции «внутрь», где они и копятся, пока не найдут выход. Но поскольку тягаться со взрослым ребёнку не по силам, он вымещает накапливающуюся агрессию на более слабых - животных, младших детях. И винить за то его бесполезно - это всё равно, что винить кактус за то, что он колючий: он так выживает.

Дети – это лакмусовые бумажки семьи, в которой они растут и воспитываются. Поэтому воспитывать надо не детей, воспитывать надо родителей.

Плюс ребёнок постоянно видит сцены насилия по телевизору, в интернете, а часто и в своей семье, и для него это становится нормой. А компьютерные игры, в которые играют дети? Они не только пропагандируют насилие, их особенность в том, что герои там «бессмертны»: каждый раз после того, как их уничтожают, они оживают снова и снова. Этот факт неминуемо отражается на восприятии ребёнком ценности жизни, стирает грань между жизнью и смертью.

- Компьютерные игры – сегодня настоящий бич. Но как уберечь ребёнка от их влияния, когда гаджеты буквально повсюду?

- Надо давать альтернативу. Почему ребёнок убегает в интернет, в игру? Значит, ему там интереснее. Мы не ходим в музеи, театры, кино, даже просто  в гости друг к другу, как это было раньше. Всё больше общаемся в виртуальном пространстве. Что же остаётся детям? Только играть в эти игры или сидеть в соцсетях.

Голодные до эмоций

- Надо давать детям возможность выплёскивать свои эмоции и самим делать то же: «выпустили пар», успокоились. Пусть дети видят ссоры родителей, но они должны также видеть и то, как те мирятся, ведь они копируют поведение взрослых. Проблема современных детей – эмоциональный голод: им не хватает чувств, эмоций. Им не знакомо такое чувство, как эмпатия (умение сопереживать – Ред.), а ведь оно - одно из фундаментальных. Оно помогает нам быть человечными, а человечность как раз сейчас и уходит. Общество стало роботизированным не только в индустриальном смысле, но и в духовном. Мы как биороботы.

- И что нас сделало такими?

- Много причин. Но основная, на мой взгляд, - потеря духовности, которая равнозначна потере человечности. Ну а дальше - деградация. Раньше боялись Бога, все жили по закону Божьему и так же воспитывали детей. У советского человека была идеология – тоже своего рода религия. По крайней мере, нам прививали правильные вещи – уважение к старшим, заботу о младших, любовь к Отечеству. А сейчас у нас период демократизации.

Нам дали свободу. Но есть «свобода для», а есть «свобода от». Первая помогает добиваться людям поставленных целей с тем, чтобы приносить пользу обществу. А вторая – это анархия, свобода от внешних и внутренних ограничений: как говорится, делай, что хочешь. Вот они и делают…

Мы не ходим в музеи, театры, кино, даже просто в гости друг к другу, как это было раньше. Всё больше общаемся в виртуальном пространстве. Что же остаётся детям? Только играть в эти игры или сидеть в соцсетях.

- Как взрослые могут исправить ситуацию?

- Кто бы что ни говорил о влиянии среды, но ближайшее окружение ребёнка – это семья. И если родители будут пропагандировать  духовные, вечные, ценности, именно пропагандировать, на личном примере, а не насаждать, то ребёнок никогда не будет убегать из дома: ни на улицу, ни в интернет. Семья станет для него оплотом мира и спокойствия. И меня радует, что появляются такие мамочки, которым не всё равно, какими вырастут их дети. Вообще я сейчас смотрю на молодых и понимаю: не всё потеряно. Я вижу, что они стремятся делать какие-то хорошие дела: помогать старикам, тяжело больным детям. Кто-то назовёт это очередным модным веянием, пусть так. Пусть это будет мода. Но когда тот же молодой человек придёт в дом престарелых, увидит глаза этой старенькой бабушки, то, возможно, чувство эмпатии впервые в жизни посетит его сердце и останется в нём навсегда. И он уже никогда не поднимет руку на беззащитного, а, наоборот, протянет нуждающемуся руку помощи.

Оставить комментарий (0)
Loading...

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах
Роскачество