Сегодня нередко можно услышать: «помельчал студент» или «вот в наши-то годы учились». На самом ли деле контингент современных вузов серьёзно уступает своим предшественникам?
Диплома мало
Мария Герасимова, «АиФ-Черноземье»: Денис Владимирович, старшее поколение нередко ругает молодежь, в том числе студентов, мол, несерьёзные, необразованные и невежественные, это на самом деле так?
Денис Кретов: Здесь нужно вспомнить роман Тургенева «Отцы и дети» и понять, что проблема взаимоотношений поколений была всегда. В любую эпоху старшие почему-то считали, что новое поколение – люди, не заслуживающие уважения, менее ответственные и т.д. Поэтому, мне кажется, эта проблема несколько надуманная. Сегодняшние молодые люди не хуже и не лучше. Они просто другие: мобильные, креативные, творческие, с хорошим чувством юмора… Да, у них иная модель поведения – они более замкнутые, многие живут по принципу: «У меня всё ОК». Но при этом нас, как взрослых, даже удивляет их степень ответственности или отношение к дружбе, к браку, к семье. Очень приятно, что ценности и их понимание у молодежи не изменились.
- А правда ли, что нынешние студенты гораздо слабее в учёбе?
- Мы наблюдаем расслоение студенческого сообщества. Одни бросают все силы на учёбу, приобретение знаний, умений, навыков или, как сегодня модно говорить, компетенций. Другая часть относится к обучению очень легко, к примеру, могут скачать какую-то работу из интернета. При этом надо понимать, что обучение в вузе, студенческая жизнь – это не только учёба, но и творчество, спорт, социальная активность – всё, что помогает в гармоничном становлении личности. И сегодняшний студент, приходящий в вуз, готов к такому нешаблонному, широкому восприятию мира. Какой бы проект мы ни начали – всегда встречаем горячую поддержку студентов. Среди них очень много творческих, активных. И по-прежнему немало серьёзно увлеченных научной деятельностью. Они пишут статьи, выступают на конференциях. Видят своё будущее связанным с наукой. Так что я не могу согласиться с утверждением, что сегодняшние студенты стали слабее.
- Что скажете про выпускников? Есть мнение, что сегодняшние выходцы из вузов тоже подготовлены хуже.
- У нас бывают опасения, что человек, выходящий из вуза, не совсем заслуженно получил диплом, где-то недоработал. Но так было всегда. При этом у нас немало студентов, которых работодатели подмечают и разбирают уже на 3-4 курсе. Так что ситуация, в принципе, такая же, как и в прежние времена. Кроме того, задача вуза – не научить, в отличие от школы, а дать конкретный вектор для будущего развития. Дальше всё зависит от человека. Известно, что хороший специалист – человек разносторонний, обладающий различными навыками. Мало иметь красный диплом, нужно быть активным, коммуникабельным, творческим и т.д. Мы стараемся создавать все условия для всестороннего развития студентов. Дальше дело за ними. Многие пользуются тем, что им предлагают, но, к сожалению, есть и пассивные студенты, они ни в учёбе себя активно не проявляют, ни в других сферах.
Активным – бонусы!
- Знаю немало учащихся вузов, которые совмещают учёбу с работой, не мешает ли это получению образования?
- Вспоминая рассказы своего отца, своё студенчество, могу сказать: всегда студенты, в зависимости от семейных обстоятельств, материального положения, и учились, и работали. И всегда каким-то студентам это мешало – являлось отговоркой: мол, я работаю, поэтому у меня проблемы с учёбой. А для других это было само собой разумеющееся дополнение. Студенты – люди молодые, энергичные, активные. Поэтому у сознательного и ответственного студента всегда хватает сил и времени и на работу, и на учёбу. У нас есть масса примеров, когда работающие студенты закрывают сессию на «отлично».
- Вы вспомнили старые времена, но тогда и стипендии были другие, успешным студентам работать было ни к чему – стипендия иногда превышала зарплату родителей.
- Базовая стипендия сегодня действительно небольшая - чуть меньше 1,5 тысяч рублей. Но её получают только первокурсники в первом семестре. Затем отличник по итогам первой сессии получает как минимум одну базовую стипендию в качестве прибавки, а если он подтвердит свою состоятельность и активность дальше – может рассчитывать на дополнительные стимулирующие надбавки – от 3 до 10 тысяч в зависимости от стипендиального фонда. Также у нас есть стимулирующие коэффициенты, которые назначают за успехи за предыдущие месяцы. Выплаты единоразовые, но если человек постоянно участвует в конференциях, пишет статьи, сам организовывает научные конференции и т.д., он может получать их каждый месяц. Кроме того, всем категориям льготников выплачивают социальную стипендию. Так что если студент погрузится в учебу, будет вести активную общественную, творческую и научную деятельность, сможет получать неплохие деньги. У нас есть ребята, получающие даже до 15 – 20 тысяч.
- Но большинство студентов получают меньше. Как вы считаете, такой поддержки достаточно?
- Произошло очень серьёзное социальное расслоение. Для кого-то пять тысяч – большие деньги, а для кого-то мелочь. Кому щи пусты, кому жемчуг мелкий. Поэтому сказать однозначно, что стипендия хорошая или плохая, трудно. Но я считаю, что для нуждающихся это неплохие средства, значительно облегчающие жизнь. При этом нужно понимать, что стипендия - это мера поддержки, а не зарплата, студент не работает в вузе, он учится. Выплата призвана поддержать его. И мы также стараемся помогать студентам. У нас недорогое общежитие, столовая. Кроме того, есть виды работ, к которым мы привлекаем студентов по гражданско-правовым договорам. Например, учащиеся профиля информатика-математика могут работать в отделе АСУ (Отдел автоматизированных систем управления - ред.), обслуживать компьютеры, информационные системы, сети. Практиковаться, улучшать навыки, плюс получать за это деньги.