152

Новый закон об охране памятников в Орловской области: хотели, как лучше?

Надо сказать, что действующий закон Орловской области вполне отвечает интересам охраны наследия. Но общественность поднимала вопрос об изменении тех положений, которые позволяли безответственному бизнесу и власти губить памятники. Говорили о необходимости повышения статуса так называемых заповедных зон до уровня достопримечательных мест. Однако вместо этого закон переделали в принципе. Да так, что законопроект, на мой взгляд, поставил под сомнение основы охраны наследия и, будучи принят в существующем виде, нанесёт непоправимый ущерб всей системе охраны памятников в области.

К примеру, полностью исключена из новой редакции 14 статья старого закона о защите объектов с признаками памятников, не прошедших ещё государственную историко–культурную экспертизу, но обнаруженных и требующих спасения. Таким образом, выбивается первая и основополагающая ступень в системе охраны наследия – первичный учёт объектов, имеющих историко–культурную ценность. Исследователь, обнаруживший памятник, делается заложником того, что у него нет десятков тысяч рублей на экспертизу – а значит, и возможности зарегистрировать новый объект, каким бы ценным он ни был. А оплатить экспертизу Управление культуры предложит именно инициатору!

Нельзя без содрогания читать пункты 28 и 29 ст. 4 нового закона, которые разрешают и строительные, и хозяйственные, и прочие работы на территории памятника и в его охранной зоне, если они разрешены или согласованы органом спецкомпетенции, то есть управлением культуры области, которое, увы, не отличается щепетильностью в данном вопросе! А главное, это прямо противоречит ст. 35 федерального закона, запрещающей строительство на территории памятника и в его охранной зоне.

Программируемые потери

Новым законом уничтожаются охранные зоны всех памятников, которые автоматически имелись у каждого в размере «двойной высоты» памятника. Это создавало пусть примитивный, но всё же барьер вокруг объекта культурного наследия, что часто спасало его от гибели. «В установленном порядке» эти зоны не утверждались десятилетиями, однако теперь, чтобы установить охранную зону, надо будет платить десятки тысяч рублей за разработку проекта, а потом десятки тысяч – за его экспертизу. В городе более 300 официально принятых на охрану памятников – значит, создание охранных зон обойдётся примерно в 18 млн рублей. Можно представить, как «весело и споро» пойдёт процесс их создания, на сколько лет он растянется и сколько потерь ждёт нас за это время!

Новый закон ликвидирует исторические поселения на территории Орловской области, утверждённые старым законом. В ст. 26 старого закона все исторические поселения были указаны: это Орёл, Мценск, Болхов, Ливны, Дмитровск, Новосиль, Малоархангельск. Ликвидация исторических поселений не мотивирована ничем. Перечень исторических поселений в статье 26 Закона Орловской области №391–ОЗ утверждён в полном соответствии с действовавшим на тот момент законодательством. Следовало лишь уточнить региональный статус этих поселений, а государственным органам охраны памятников – заняться составлением историко–культурных опорных планов и систематизацией материалов исследований, и представить их на утверждение Правительства Орловской области. Но, похоже, бороться за культурное наследие власть не планирует.

Неприемлем также отказ в регистрации муниципального памятника в реестре при отсутствии согласования муниципалитета. Основанием для отказа может быть только отрицательное заключение историко–культурной экспертизы, а не «мнение» власти.

Без восполнения образовавшихся устрашающих пустот новый закон грозит обернуться серьёзным поражением в сфере охраны наследия в нашем регионе. Крайне досадным выглядит и то обстоятельство, что именно этот закон одним из первых будет отмечен подписью возможного будущего главы региона. Но ещё не поздно внести изменения!

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах