Примерное время чтения: 10 минут
225

Орловский облсовет дал добро на строительство финансовой пирамиды?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 41. АиФ-Орёл 09/10/2013
www.russianlook.com / Commons.wikimedia.org

В 2014 году в Орловской области стартует 30-летняя программа капитального ремонта многоквартирных домов. О её начале орловцы узнают тотчас, как им принесут ещё одну квитанцию. Предполагается, что платить мы будем из расчёта 6 рублей за квадратный метр жилья, и этих денег хватит на капитальный ремонт всех орловских многоэтажек.

Жди подвоха

Мнение
Валерий Курман, председатель Орловского регионального центра контроля в сфере ЖКХ: В законе масса несоответствий, которые меня, как пессимиста, убеждают в том, что на государственном уровне просто создаётся финансовая пирамида. К примеру, заложено явное несоответствие между прогнозной суммой капремонта и реальной, в которую не входит ни процент инфляции, ни особенности конкретного дома. Наш закон отталкивается от понятия «типовой дом», но это - как средняя температура по больнице! В Омске, к примеру, насчитали 118 типов домов, а в Орле - сначала 4, а потом 13. Спрашиваю, по какой методике определяли? В ответ - тишина. То есть изначально закладывается противоречие между прогнозной суммой, фактической и собранной с жильцов. А это значит, что денег на всех однозначно не хватит. То есть всё как в пирамиде - первые получат сполна, последние - ничего. Не проработан и вопрос, как проводить капремонты - ремонтировать весь дом сразу или по мере необходимости. Это очень важно, поскольку где-то может быть дырявая крыша, а где-то надо укреплять фундамент. Так вот по первому дому, по логике, не нужно тратить средства на фундамент, а второму - на крышу. Что будет в реале - никому не известно. А должна быть проработана именно система ремонта домов.

Однако прошедшая на прошлой неделе Школа домкомов, объединившая правозащитников в сфере ЖКХ, проанализировав ситуацию, пришла к выводу, что рассчитывать на обновление всего орловского жилого фонда могут только наивные люди. Похоже, будет построена финансовая пирамида наподобие МММ, только государственная. А значит, кто успеет, тот и «съест».

Работа Школы домкомов началась с констатации весьма грустного факта: председатели домовых комитетов, старшие по домам на неё пришли, а представители власти, которые должны были развеять опасения людей и защитить собственную программу – нет. Никого не было ни от областной власти, ни от городской. Ни депутатов, ни чиновников, если не считать Елену Малыхину, замначальника отдела управления городским хозяйством, которая после приветствия ни с того, ни с сего призвала пришедших быть оптимистами и ретировалась, сославшись на занятость в День учителя. И вопросы, кто будет собирать с населения деньги, как можно проконтролировать их трату, как будет формироваться программа капремонтов и каковы гарантии того, что в очередной раз собранные средства не исчезнут, обогатив лишь отдельных персон, – повисли в воздухе.

Между тем закона Орловской области №1498 «Об отдельных правоотношениях в сфере организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Орловской области», который следовало бы с пристрастием обсудить, нет в открытом доступе, хотя он, судя по всему, принят ещё 28 июня. По признанию председателя и основателя Школы домкомов Рафаила Исламгазина, он «добывал» его, как иной киногерой карту кладов. А проштудировав документ, пришёл к выводу, что закон не проработан и вызывает вопросов больше, чем даёт ответов.

Кому доверить деньги?

Первый вопрос – кто будет собирать деньги? Жилищный кодекс предполагает два варианта: либо это будут делать сами собственники – товарищества собственников жилья и жилищно-строительные кооперативы, либо так называемый региональный оператор под крышей областного правительства. Рег­оператор на Орловщине уже создан, однако понять, по какому принципу он будет работать и будет ли подотчётен населению, невозможно, поскольку устава предприятия тоже нет в открытом доступе. Совершенно очевидно одно: если собственники будут аккумулировать деньги на спецсчётах своих домов, то это будут контролируемые средства, но небольшие. Если же отдавать деньги регоператору, то значит, в общий котёл. Собраны будут сотни миллионов, но твоя личная лепта в капремонт твоего дома растворится в общей массе, а значит, срок капремонта именно твоего дома будет зависеть от воли регоператора. А она непредсказуема, поскольку в областном законе не прописали механизм контроля и формирования списка первоочерёдности капитальных ремонтов много­квартирных домов. И есть все опасения, что список этот будет сформирован не по принципу каких-то объективных показателей состояния дома, а по принципу личных знакомств и симпатий.

Шапкозакидательство?

Другая проблема – сумма платежей за капремонт. «Забудьте о прежних платежах, – призвал домковов Рафаил Исламгазин, – они уже давно украдены. При этом никто не может отказаться платить за капремонт – всё, что положено, взыщут через суд, да ещё с пеней, поскольку это – обязательный платёж». Тариф пока не утверждён, но обсуждается одна цифра – 6 рублей за квадратный метр жилья. Но почему – 6? И хватит ли собранных средств на капремонт всех 2,5 тысяч многоквартирных домов? Председатель Орловского регионального центра контроля в сфере ЖКХ Валерий Курман считает, что тариф взят с потолка. Его убеждение основано на знакомстве с опытом подготовки аналогичной программы в Омской области, где 70 специалистов в течение полугода обследовали 1 118 домов Омска и пришли к выводу, что, если думать о капремонте по-серьёзному, то плата должна быть разной в разных домах. К примеру, в одноподъездной девятиэтажке омичи посчитали оптимальным тарифом, то есть соответствующим задаче программы капремонта, 15,82 руб. за квадратный метр, а в семиподъездной такого же типа – 10,39 руб. А у нас всё по-колхозному – одна цена на всех: 6 рублей.

– Если в Омске к составлению программы подошли действительно профессионально, то у нас – абсолютно формализованно. Да и что могли предложить разработчики – трое юношей из департамента ЖКХ, не имеющие даже строительного образования! – сетует Курман. – О какой проработанности можно говорить? Нет никаких гарантий, что при таком подходе собранных средств действительно хватит на капремонт всех домов, даже если регоператор будет кристально чист и политика страны не изменится в ближайшие 30 лет.

Куда бежим?

Третья проблема – организационная. Дело в том, что в Жилищном кодексе чётко прописаны сроки реализации программы. Согласно ЖК, как только программа будет опубликована, начнётся отсчёт времени до первого платежа – квитанции нам принесут ровно через 3 месяца, как прописано в региональном законе, которого нет в открытом доступе. Согласно ему же программа будет опубликована накануне нового года. Минус две недели на праздники. Остаётся 2,5 месяца на проведение общих собраний жильцов, которые должны определиться, куда им собирать деньги – на спецсчета или в общий котёл. 2,5 месяца – очень короткий срок, не случайно федеральный законодатель определил четыре, а не три месяца. Но мы торопимся. Зачем? Ответ очевиден – чем короче срок для подготовки общих собраний, тем больше вероятность того, что люди не успеют уложиться в отведённое время и будут вынуждены иметь дело с регоператорм. Задача «загнать» всех в общий котёл?

Опять же непонятно, будут ли муниципалитеты участвовать в софинансировании программы капремонта. Муниципального жилья у нас – не меньше 10%. По самым грубым подсчётам, орган самоуправления должен вносить в «общую кассу» порядка 14,5 млн рублей ежегодно. Однако в бюджете города Орла эти средства не заложены, так же, как не была заложена доля муниципалитета при установке общедомовых счётчиков.

Вот и получается, что власть не просто хочет решить государственную проблему за счёт кошелька своих граждан, но ещё и предлагает хитрые схемы, которые не гарантируют обещанных благ за наши же деньги.

Впрочем, открыт и главный вопрос: а есть ли на Орловщине вообще региональный закон о капремонте многоквартирных домов? Ведь документ становится законом только после его официальной публикации. Была ли публикация? Когда? Где? А если – нигде, то как будет исполняться закон на территории Орловской области?

Судя по всему, главный вопрос для власти во всём этом – сбор платежей. Но нам-то нужны кап­ремонты, а не как–кап – горькие слёзы по поводу в очередной раз исчезнувших денег.

Комментарий эксперта

​Рафаил Исламгазин, председатель Школы домкомов города Орла:

– Вопросов много. В законе, который мы обсуждали, в последней строке написано: закон вступает в силу через 10 дней после его публикации. Он был опубликован? Не знаю. То, что у меня в руках – откопировано «по знакомству». Но если нет – то вся программа капремонта летит в тартарары, поскольку она тогда, получается, не подготовлена. Если – да, то управляющие организации должны были предоставить в горадминистрацию в течение месяца, то есть уже в июле, акты технического состояния многоквартирных домов, на основании которых и будет определена очерёдность капремонтов. И уже в октябре должна быть опубликована программа, поскольку законодатель чётко регламентировал сроки по каждому шагу. Вы что-нибудь о ней слышали? А ведь, по–хорошему, её надо обсудить, провести общественную экспертизу – шутка ли: нас понудят 30 лет – всю, считай, жизнь, платить личные средства, не желая при этом согласовать с нами правила игры!

Опять же здесь – широкое поле для коррупции, поскольку правового акта правительства Орловской области, на основании которого можно определить очерёдность капитальных ремонтов, не существует.

Или другой вопрос. Предусмотрено, что 30-летняя программа будет уточняться каждые три года, и эти краткосрочные программы должны согласовываться с органами местного самоуправления… А кто должен составить эту программу? Что в неё должно входить? Будет ли согласование с собственниками – или на тебе Боже, что мне негоже?

Как региональный оператор будет отчитываться перед собственниками? В ст. 6 закона написано: региональный оператор по запросу предоставляет сведения собственнику, а также лицу, ответственному за управление домом. В этой формулировке собственник может узнать, вроде бы, всё. Но меня смущает то, что здесь не прописано, какие именно данные обязан сообщить рег-оператор. А он, ссылаясь на закон о персональных данных, может фактически закрыть информацию, ограничившись данными по лицевому счёту плательщика. А значит, ни о каком контроле речь не может идти. Вы будете отдавать деньги дяде? Лично я не собираюсь. Поэтому призываю всех орловцев задуматься над проблемой и, пока не поздно, подготовить собрания собственников и принять ответственное решение.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах