Примерное время чтения: 9 минут
208

Куда уходит детство? За полгода 54 ребёнка в Орле прошли курс реабилитации

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 31. Аиф-Орёл 29/07/2015

В интервью корреспонденту «АиФ–Орел» Татьяна Макаричева заместитель директора «Социально–реабилитационного центра для несовершеннолетних города Орла» рассказала, какие трудности испытывают дети, оказавшиеся в сложной жизненной ситуации, какой подход поможет улучшить положение вещей и как не допустить социальных проблем в собственной семье.

Сложные судьбы

– Много ли неблагополучных семей с трудными подростками в нашем регионе?

– В Орле на учёте стоят порядка 600 неблагополучных семей. Это дети, которые нуждаются в нашей помощи, находясь в трудной жизненной ситуации или социально опасном положении. Если говорить об общей статистике, то наибольшее количество таких семей проживает на территории Орловского района – около 40 процентов от общего количества.

– Какая помощь сейчас оказывается таким детям и их семьям?

– Мы работаем по президентской программе, а именно, стараемся сделать всё, что в наших силах, чтобы вернуть ребёнка в семью. Кроме того, помогаем родителям получить нормальный социальный статус – пройти лечение от алкогольной зависимости и трудоустроиться. Но, к сожалению, из ста детей порядка восьми уходят в интернаты.

Мы сотрудничаем с центрами занятости, с молодёжными отделами при администрациях районов города Орла, но в настоящий момент наш центр больше ориентирован на то, чтобы помочь детям поступить в техникумы, колледжи и университеты.

– Какие сложности возникают при работе с трудными подростками?

– В основном у нас в центре содержатся дети до 16 лет. Как правило, они очень долго адаптируются, у них плохо развиты коммуникативные качества, поэтому наш психолог вплотную работает над этим вопросом. Такие подростки очень часто бывают замкнутыми, неприспособленными к коллективу и плохо уживаются среди сверстников.

– Как дети попадают в ваш центр?

– Основания для попадания в наш центр могут быть самыми разными. Например, это может быть и личное заявление несовершеннолетнего или его родителей, акт оперативного дежурного, если органы полиции выявили ребёнка в тяжёлой социальной ситуации, а также решения органов опеки, комиссии по делам несовершеннолетних или отдела социальной защиты населения. Детей, поступающих к нам, до недавнего времени сначала привозили в приёмное отделение. Сейчас этого нет. К сожалению, в нашем учреждении отсутствует медицинское обслуживание. Сейчас мы заключили договор с детской областной больницей. Теперь, перед тем как поступить к нам, дети проходят там обследование в инфекционном отделении.

– А часто ли дети из благополучных семей становятся на неправильный путь?

– К сожалению, и такие случаи не так редки. Бывает, видишь, что семья благополучная со всех сторон, а ребёнок оказывается у нас. Как правило, основная причина – нарушение отношений между ребёнком и родителями. Это больше относится к подросткам. Есть у нас другая категория – выпускники детских садов, которым только предстоит в этом году сесть за школьную парту. У них возникают проблемы из–за того, что мамы одинокие или многодетные, с тяжёлым финансовым положением. Сейчас у нас пять таких деток проходят некий оздоровительный период.

Конечно, даже членам безукоризненно положительной семьи нельзя забывать то том, что на ребёнка очень большое влияние имеет социальное окружение. Наше общество достаточно разноплановое. К примеру, приходит ребенок в детский сад или школу, а там другие дети и все из разных семей, в том числе и из неблагополучных. Как показывает практика, дети со сложной ситуацией в семье стремятся к постоянному самоутверждению и лидерству. И если такому ребёнку это удаётся, он легко перетягивает на свою сторону всех остальных. Домашних детей часто привлекает неизведанная сторона жизни, острота ощущений, ведь в благополучных семьях всё ровно и относительно спокойно.

– Возможно, проблема ещё и в том, что часто дети предоставлены сами себе в то время, пока родители работают?

– Однозначно. Сейчас, к сожалению, мало бесплатных или хотя бы бюджетных учреждений, куда ребёнок мог бы пойти со своими интересами или увлечениями, поэтому дети уходят на улицу, где могут попасть под негативное влияние. Хотелось бы, конечно, чтобы родители понимали – они должны стать своему ребёнку добрыми друзьями, не позволять всего, но и не давить авторитетом. Бывает, что родители держат ребенка в жёстких рамках, что тоже приводит к множеству проблем.

Комплексное решение

– Какие действия предпринимаются для того, чтобы наставить детей на путь исправления?

– В основном, всю работу делают узкие специалисты – социальные педагоги и психологи, а также воспитатели. Для начала необходимо провести диагностику, выявить нарушения. Подходить к этому вопросу стоит комплексно, необходимо знать обо всех проблемах семьи и самого ребёнка, ведь каждый случай уникален по–своему. Затем мы ведём коррекционную работу по всем направлениям, а дальше смотрим, есть ли какая–то положительная динамика. Минимальный курс реабилитации – три месяца. За это время необходимо приложить все усилия, чтобы исправить ситуацию со всех сторон.

– Проблема численности трудных детей и подростков стоит достаточно остро. Что, по Вашему мнению, может предпринять государство, чтобы улучшить ситуацию?

– Сейчас вся работа по данному вопросу лежит на плечах органов социальной защиты, но целесообразно подключить к этой проблеме работников детских садов и школ. Это очень помогло бы в проведении профилактических мероприятий. Например, некоторое время назад в школах преподавался предмет «Основы семейной жизни». Благодаря этому формировалось понимание, что семья – это великая ценность и прочный фундамент для всех остальных сфер жизни. Кроме того, тогда при решении проблем подростков можно было отталкиваться от родителей, сейчас же зачастую нам приходится работать обособленно. К сожалению, до родителей очень сложно достучаться и на первых этапах, когда ребенок попадает к нам, мы в первую очередь начинаем работать именно с ними, хотя они очень тяжело идут на контакт. Но, тем не менее, для того, чтобы помочь семье, необходимо наладить контакт со всеми её членами. Хотелось бы, чтобы государство выработало определённую модель, в которой каждое учреждение имеющее отношение к работе с детьми, имело свою зону ответственности. Также проблемой является и тот факт, что после достижения ребёнком совершеннолетия он становится предоставлен сам себе. Государство не принимает какого–либо серьёзного участия в его судьбе.

– Какие проблемы на Орловщине не позволяют сделать рывок для улучшения ситуации?

– Сначала хочу отметить положительный момент – у нас в городе очень много волонтёров, которые оказывают помощь и поддержку. Но не будем забывать, что детям действительно не хватает каких–то клубов по интересам. Если бы руководители молодёжных учреждений прислушались и как–то пересмотрели свои взгляды, попробовали бы идти в ногу с современным поколением, это имело бы хороший эффект. Ведь если посмотреть вокруг, то становится понятно, что у нас в этом направлении все какое–то устаревшее, поэтому и трудно заинтересовать молодёжь.

Как будет лучше?

– После прохождения курса реабилитации ребёнок возвращается в семью. Следите ли вы за его дальнейшей судьбой?

– В зависимости от ситуации, в течение месяца или трёх, мы обязательно выходим и отслеживаем, сохраняется ли в семье благоприятная обстановка или же данному ребенку необходим повторный курс реабилитации. К сожалению, бывают случаи, когда через некоторое время дети повторно возвращаются к нам.

– Существуют два полярных мнения, порождающих самые жаркие споры. Одни люди считают, что детей нельзя возвращать в неблагополучные семьи и лучше определять в интернаты. Другие же категорически против такого подхода, считая, что ребёнок должен расти только в семье. Какой позиции придерживаетесь вы?

– Однозначно, интернатное учреждение – это крайняя мера, но на практике бывают случаи, когда там ребёнку будет лучше. Мы изначально имеем возможность прогнозировать, смогут ли члены семьи избавиться от вредных привычек или нет. Зачастую, конечно, детям лучше не видеть безобразия, которое творится в стенах родного дома. Бывает, что родители пролечились и трудоустроились, но через несколько месяцев всё повторяется, и ребёнок опять попадает к нам. Такое вот временное затишье. Но хочется сказать, что в нашей практике есть и действительно образцовые семьи. Мы очень рады и за детей, и их родителей, которые пересмотрели свое видение жизни и поняли, что ребёнок – это самое важное в их семье. Например, три года назад в наш центр поступила замечательная девочка по причине того, что у мамы были серьёзные проблемы с алкоголем. Ребёнок оказался очень талантлив и хорошо учился в школе. Мы взялись за работу с этой семьёй, используя комплексные методы – помогли маме пройти лечение от алкогольной зависимости и трудоустроиться. Девочка же полгода проходила реабилитацию в нашем центре, затем мама забрала ребёнка домой. Мы уже на протяжении трёх лет ведем эту семью, наблюдаем, как у них дела. И хочу сказать, что никаких проблем за это время больше не возникало, что, конечно, нас очень радует.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах