Делали, как умели
– Многие знают, что Спасское–Лутовиново пришлось воссоздавать практически с нуля. С чего началась новая история Тургеневского имения?
– Длительное время Спасское являлось филиалом Орловского литературного музея. На территории заповедника не было даже дома, он сгорел в 1906 году. В 30–х годах восстановили флигелек, в котором размещалась небольшая экспозиция. А в 1968 году по инициативе орловских властей, министерства культуры и нашей региональной общественности началось создание проектно–сметной документации. Надо сказать, что делалось это с большим трудом, так как информации о доме Тургенева в архивах не нашли, поэтому при его воссоздании пользовались воспоминаниями людей. Тем не менее, документацию удалось подготовить, но с большими недоработками. Сказалось именно то, что практически не был изучен архив Орловского литературного музея, в котором находились очень богатые материалы по всему Спасскому–Лутовиново. Когда началось строительство, то на каждой планёрке выявлялись всё новые и новые недочёты. На всё это представители музея отвечали, что их архивные материалы плохо изучили. Хотя проектное задание должны были готовить, как разтаки они, а ни кто–либо другой. Стиль работы по принципу – «вы плохие, а мы хорошие», и по сей день сохраняется в Литературном музее Орла.
– О каких недоработках вы говорите?
– В процессе работы над Спасским возникало множество сложностей. Недоработки были страшные. К примеру, попросту отсутствовали фундаменты межкомнатных перегородок. Со временем это привело к тому, что пол оказался на двух уровнях. Причём это произошло неожиданно. А ведь там проводились экскурсии. Кроме того, всё строилось на старом и неукреплённом фундаменте, в котором образовались большие трещины, а одна из стен стала шататься. В настоящий момент веранда и второй этаж закрыты, но не всё так печально. В министерстве культуры у нас приняли документацию. Решается вопрос по финансированию, и я уверен, что всё будет сделано. Ведь как бы там ни было, а праздновать двухсотлетие Тургенева все приедут в Спасское.
Новая страница
– Насколько сложно было Спасскому–Лутовиново попасть в поток федерального финансирования?
– В 1987 году произошло отделение заповедника от Орловского литературного музея. А чуть позднее Борис Ельцин подписал указ о государственном своде памятников, который гарантировал увеличение финансирования, контроль и защиту исторических мест на федеральном уровне. В 1996 году Спасскому было нелегко, и мы начали собирать необходимые документы, чтобы пробиться в эту программу. Уже через год наш музей–заповедник был в числе счастливчиков. И жизнь поменялась. Нас взялись финансировать из федерального бюджета, и это дало нам возможность выглядеть как сейчас. Самое важное, что сотрудники Спасского смогли начать общаться с работниками крупных музеев, ВУЗов и других учреждений, обмениваться опытом и развиваться. Конечно, это уже совершенно иной уровень. Сегодняшним коллективом я более чем доволен.
– Получается, то, как сейчас выглядит заповедник – исключительно заслуга федерального финансирования? Останься Спасское под крылом области, всё было бы не столь радужно?
– Конечно, финансирование такого уровня играет немаловажную роль. Но кроме этого, заповеднику помогает его самостоятельность и обособленность от других орловских музеев. А то и нам пришлось бы ехать, принимать участие в таком неприглядном явлении для города, как Муму–фест.
За гранью понимания
– Почему у вас сложилось такое мнение об этом мероприятии?
– Складывается ощущение, что люди, занимавшиеся этим праздником, как будто кроме «Муму» ничего не читали. За этим мероприятием не видно Тургенева, а ведь он – величайший философ и не относится к числу потешных писателей. Можно сказать, что он создал многих авторов, начиная с Толстого и Достоевского. Что касается «Муму», так там не собачку нужно жалеть, а, прежде всего, Герасима и простого русского мужика, да и саму барыню, которая говорила: «Гордыня – грех мой». Ведь именно эта мысль была заложена Тургеневым в его произведении. А в итоге, из всего этого сделали какое–то странное увеселительное мероприятие. Почему бы в Орле не устроить вечер поэзии? Ведь не существует больше такого поэта, как прозаик Тургенев. Не думаю, что вся публика настолько отупела, что не знает ничего кроме «Муму». Недавно у орловских властей появилась инициатива – сделать наш город третьей литературной столицей. А если задуматься, то на каком основании–то? Кто у нас сейчас здесь писатель? Да, Орловщина была литературной столицей во времена Тургенева, Апухтина, Фета, Лескова, Бунина. По большому счёту, последний поэт нашего края – Дмитрий Блынский. А с финансированием для юбилея Тургенева, область, скажем прямо, поступает дурно.
– В чём это заключается?
– Достаточно того, что со Спасского «сорвали» все деньги. К примеру, за тургеневский счёт сейчас собираются реставрировать музей Лескова. Да, конечно, он выдающийся писатель, и заслуживает того, чтобы музей его имени выглядел достойно. Однако он уже ремонтировался на протяжении 20 лет, и были такие времена, когда из инвестиционных денег работникам культуры платили зарплату. Мне довелось работать с пятью начальниками управления культуры, и положительно я могу отозваться только о Щигалеве и Бородиной. Кроме того, в прошлом году в музее Грановского был ремонт, а сейчас им выделили около 10 миллионов рублей. Не знаю, что они планируют там делать, только не стоит забывать, что юбилей Грановского давно прошёл. Или вот взять хотя бы музей Андреева, часть которого вообще находится в частной собственности. Людям должны были дать квартиру, на которую областные власти очень долго не могли выделить деньги, а теперь, когда пришло федеральное финансирование, они нашли, как решить эту проблему. В истории с домом Андреева получается: мы собираемся реставрировать чью–то частную собственность. По итогу, из 160 миллионов рублей, которые пришли в Орловскую область, Спасскому досталось 12. Более того, некоторое время назад мы были исключены из программы развития инфраструктуры, хотя ещё в 2006 году была подготовлена вся проектно–сметная документация. Получается, что раз Тургенев родился в Орле, то можно век на его шее кататься. Так сделали бы что–нибудь для него, хотя бы траву вокруг памятника скосили. Зайцев, к примеру, в его биографии так и написал: «Орлу Тургенев обязан только своим рождением, а вся остальная жизнь его прошла в Спасском».