О том, какое место православие занимает в жизни орловцев, что необходимо нынешней молодёжи и где искать истину, «Аиф-Орёл» побеседовал с митрополитом Орловским и Болховским Антонием.
Я вижу оживление
— Владыка, нынешний год для Орловской епархии юбилейный — исполняется 230 лет со дня её образования. Скажите, что принесло православие в жизнь Орловского края, как теперь живётся Православной церкви?
— Конечно, нам, христианам и священству православному, живётся гораздо лучше, чем в прошлые годы атеистических гонений. Поднимаются новые храмы, растёт количество прихожан. Где-то дела идут лучше, где-то хуже. Но везде я вижу оживление духовной, христианской жизни. Церкви даны большие возможности для проповеди, для миссионерской работы. Труды наших священников постепенно приносят свои плоды. Люди к вере потянулись, и это прекрасно, так как нельзя просто атеистическими правилами жизни пользоваться, они уже устаревают. Главное сейчас — понимать, что без Бога никуда.
Особенно меня радует, когда взрослые приводят детей в церковь. Их появление в храмах греет мне душу. Смотрю и думаю: эти кое-что поймут, эти будут другими.
И вообще, наша жизнь явно переменилась к лучшему. Я давно живу и никогда раньше не видел такого обилия разнообразных продуктов в магазинах. Появились даже заморские фрукты, о которых раньше и не слыхивали. Работают сельскохозяйственные предприятия, у людей есть заработок, они всё это могут купить. И всё-таки жалобы на плохую жизнь в народе не оскудевают. Думаю, что главная задача, которая сейчас стоит перед священниками, — это научить свою паству ценить великие Божии дары: хлеб и безопасность. Научить радоваться жизни вместо того, чтобы брюзжать и жаловаться.
Знаете, посещая самые разные сёла, я заметил одну особенность. Там, где больше народа в храме, там, где лучше Богу молятся, там и дела в хозяйстве идут лучше. Наверное, можно считать это вкладом православной церкви в жизнь Орловской области?
Одна защита — вера
— Вы сказали о детях то, что они, приобщившись к Церкви, будут другими. Стало быть, нынешняя молодёжь чем-то плоха?
— Не то чтобы она была плоха сама по себе. Молодёжь оказалась брошена на произвол судьбы и вынуждена выдерживать тяжелейшие искушения. Раньше государство худо-бедно заботилось о нравственном воспитании молодого поколения. Да, это воспитание было атеистическим, да, оно не имело основы в Боге, в Священном писании, но кое-какие основы правильной, честной жизни, взятые из народной нравственности, молодёжи преподавались. Хотя, конечно, всё равно атеистическое воспитание делало людей равнодушными к своей совести. Но народ не до конца забывал о десяти заповедях, о совести, о чести. Сейчас государство устранилось от воспитания молодого поколения, школа только предоставляет детям «образовательные услуги». А дьявол тут как тут: фильмы сладострастные, реклама бездумного и безудержного стремления к удовольствиям, вино, наркотики. Каково это выдержать юному неокрепшему сознанию? И не выдерживают. И блудные грехи совершают в самом юном возрасте, и пьют, и доходят до самых страшных преступлений против Божественного закона: совершают убийства и самоубийства.
Ото всего этого одна защита — вера. И одно место спасения — Церковь. И чем раньше человек придёт туда, тем надёжнее он будет защищён от врагов невидимых.
— Молодёжь всё-таки чувствует опасность. В храмах её становится всё больше. Как вы думаете, насколько увеличилось количество молодых прихожан?
— Конкретные цифры привести трудно, мы же не делим прихожан по возрастным группам. Но в общем, по-моему, сейчас в храмах четвёртая часть молящихся — молодёжь. Этого, конечно, мало, но всё-таки... К молодёжи стало больше внимания и больше уважения, которое даёт Церковь. Можно изучить много прекрасных педагогов, но такого эффекта, который даёт Церковь, не будет.
Меня возмущают те факты, когда священник хочет прийти в школу и побеседовать с детьми, а ему не разрешают. Они не понимаю того, что образование — это не только культура, но ещё и духовно-нравственное аспект в жизни человека. Есть основная религиозная идея, и её надо придерживаться. Пока человек юн, он впитывает.
Приучили выдумывать богов
— К сожалению, молодые ищут духовную опору не только в Церкви. Сейчас на Орловщине появилось движение неоязычников. Сами себя они называют «вятичи». Основной состав — люди до тридцати лет. Они ежегодно летом строят капище Перуна, вокруг которого отмечают свой языческий праздник. Что вы можете сказать об этом?
— Все эти движения берут своё начало в разделении церквей, которое случилось ещё в легендарные времена Рима. Римская церковь в стремлении к власти и почитанию исказила часть догматов христианской веры. Родился католицизм. От искажения божественной истины пошли нестроения в католической церкви. Из противления им родился протестантизм. Главный догмат баптистов, адвентистов и прочих протестантов заключается в том, что каждый верующий имеет право толковать Священное Писание по собственному разумению, как Бог ему на душу положит. В итоге толковали, толковали и дотолковались до некоторого количества протестантских церквей и большого числа сект. Да если бы только это! Беда заключалась в том, что людей приучили к большой свободе в богословии. Приучили их самим выдумывать себе богов.
Сначала секты хотя бы делали вид, что они строят своё учение на Священном Писании. Потом даже это было отброшено. Самозваные проповедники выдумывали веры, кто во что горазд. На таком основании и появилось это так называемое «язычество». Предугадать, как будет развиваться это движение, каким будет его судьба, сейчас невозможно. Одно ясно: молодые поклонники славянских богов теряют драгоценное время, которое они могли бы потратить на изучение истинной веры православной, на спасение души.
— Но если молодёжь губит в сектах и движениях свои души, значит, с ними нужно бороться. Может, добиваться законодательного запрещения?
— Справиться с верой путём преследований невозможно, да и не нужно. Только мирная проповедь, только убеждение. Но нужно различать веры. Одна учит добру, несмотря на искажения. Другая ведёт ко злу. Мусульманство мирная религия, с ней православные уживались веками. А ваххабиты, которые призывают убивать представителей других вер, отрезают людям головы, торгуют рабами, тоже называют себя мусульманами. Но с ними не может быть мира. Только борьба. Радикальные течения различных вер, человеконенавистнические секты — вот с чем нужно бороться не только словом, но и делом, причём бороться на государственном уровне.
Другое дело — мирные, а ещё лучше традиционные веры, с ними нужно уживаться. Взять, к примеру, тот же ислам. Православные веками жили рядом с представителями этой веры, и всё обходилось хорошо и мирно. Люди уважали верования друг друга.
Христос завещал нам любить друг друга. И от ошибочных вер уводить, а к истинной приводить, можно только любовью, милосердием, уважением. Мы, православные, пришли на свет, чтобы любить людей, любить окружающий мир. Это первая главная заповедь нашей веры.
Культура начинается с веры
— На духовный мир современного человека оказывает большое влияние культура. Как православная вера должна взаимодействовать с современными её течениями и проявлениями?
— Культура всегда начинается с культа, то есть с веры. Да она и родилась в храмах. Но рождённая церковью культура сейчас очень далеко отошла от неё. Для того чтобы добиться успеха, нам нужна поддержка государства. И кое-что сейчас в этой области стало изменяться. Власть начала понимать, что укрепить в народе нравственное начало можно только с помощью нравственной культуры. И даже стала что-то делать в этом направлении. Пока мало и очень робко, но процесс, кажется, пошёл. Без возрождения православного русского духа нашу страну не укрепишь.
И всё-таки на первом плане должно оставаться христианское просвещение. Мне хотелось бы, чтобы каждый взрослый россиянин прочитал Евангелие и Библию. Это великие книги. В них всё. Они написаны на сердцах человеческих. Читайте Евангелие, оно просветит и утешит вас.
Досье
Митрополит Орловский и Болховский Антоний (в миру Черемисов Иван Иванович).
Родился 6 ноября 1939 г. в ст. Терновке Воронежской области в семье рабочего. В 1957 году поступил в Минскую духовную семинарию. В 1965-1968 годах учился в Московской духовной семинарии, затем — в Московской духовной академии, которую окончил в 1972 г. со степенью кандидата богословия.
В 1972 году поступил в аспирантуру при МДА, работал в ОВЦС, в 1972-1975 гг. стажировался в Экуменическом институте Боссе (Швейцария), который окончил со степенью бакалавра. В годы учёбы нёс послушание личного секретаря митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия (Пояркова).
7 апреля 1971 года в Покровском храме МДА пострижен в монашество. 14 апреля 1971 года рукоположен во иеродиакона, а 4 ноября 1972 года — во иеромонаха. С 1975 года — благочинный Виленского Свято-Духова монастыря, с 1979 года — настоятель Каунасского Благовещенского собора и благочинный храмов Каунасского округа. 8 апреля 1979 года возведён в сан игумена.
В 1982-1985 годах — заместитель настоятеля Патриаршего подворья в Токио. С ноября 1986 года по апрель 1989 года — благочинный московского Данилова монастыря. 24 марта 1987 года возведён в сан архимандрита. 22 апреля 1989 года в Троицком соборе Данилова монастыря хиротонисан во епископа Виленского и Литовского.
25 января 1990 года переведён на Тобольскую кафедру, 20 июля — на Красноярскую и Енисейскую. 19 февраля 1999 года возведён в сан архиепископа. С 17 июля по 29 декабря 1999 года временно управлял Абаканской и Кызылской епархией.
Решением Священного Синода от 30 мая 2011 года в связи с образованием Енисейской епархии присвоен титул «Красноярский и Ачинский». Решением Священного Синода от 5-6 октября 2011 года назначен на Орловскую кафедру. Решением Священного Синода от 25 июля 2014 года (журнал № 67) назначен главой новообразованной Орловской митрополии с титулом «Орловский и Болховский».
28 августа 2014 года за Литургией в Успенском соборе Московского Кремля Святейшим Патриархом Кириллом возведён в сан митрополита.
Владыка Антоний — Почётный гражданин Красноярска (1999 год), академик Петровской академии наук и искусств Санкт-Петербурга, действительный член Российского Географического общества, почётный член Экспертного совета Международного благотворительного фонда «Меценаты столетия», действительный член Императорского Православного Палестинского общества (ИППО), почётный член Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК).