aif.ru counter
118

Талант - не главное? Преподаватель музыки о региональной богеме

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 38. АиФ-Орёл 16/09/2015

Обычно работники культуры тяготеют к новаторским идеям, которые могли бы усовершенствовать их сферу деятельности. Однако, по мнению Александра Заболотнего, преподавателя, подготовившего множество лауреатов всероссийских и международных конкурсов, это совершенно не относится к нашей региональной богеме.

Какой подход, такой и уровень

– Александр Емельянович, расскажите, как строится работа с юными музыкантами в нашей области?

– Основа обучения в любой музыкальной школе – развитие у ребёнка творческих навыков. Конечно, в этом вопросе необходим комплексный подход. Ученик должен уметь аккомпанировать и петь, подбирать по слуху, читать с листа, играть на нескольких музыкальных инструментах. Важно, чтобы он через некоторое время не забыл то, чему его научили. В Орле, к моему глубочайшему сожалению, в этом не заинтересован практически никто. Кроме того, преподаватель должен уметь привить ребёнку любовь к музыке, ведь сейчас ситуация вообще непростая. Судите сами, она для многих является слишком дорогим удовольствием – цены на инструменты «кусаются». Приобрести их под силу не каждому. В такой ситуации все зависит от педагога, его желания работать и его же личной заинтересованности в успехах собственных учеников. В Орле с этим большая проблема.

– Обязательно ли родителям покупать своему ребёнку инструмент для личного использования?

– Ученики могут взять школьную домру, но она будет крайне низкого качества. Честно говоря, занимаясь на таком инструменте, можно получить лишь отвращение к музыке. Отмечу один важный момент – родители детей оплачивают обучение, из этих денег часть должна идти на покупку инструментов. Причём – они должны быть достойными. Часто их качество не соответствует той цене, за которую их приобретают для школы. Это любая экспертиза сможет подтвердить.

– Некоторое время вы проработали со студентами, которые получали профессиональное образование. Как обстоят дела с преподавательским составом в колледжах?

– В этом вопросе опять–таки все зависит от самого педагога. К примеру, когда я работал в Краснодаре, то курировал пять музыкальных школ. Это позволяло нам замечать тех талантливых ребят, которым необходимо продолжать свое образование на более высоком уровне. В Орле мне такого подхода добиться не удалось. Они не имеют контакта даже с городскими школами, что уж говорить о периферийных. Я убеждён, вся беда кроется в том, что преподаватели просто не хотят развиваться сами и пропагандировать русские народные инструменты. Музыка – это ежедневная работа, прежде всего над собой.

Списали «за ненадобностью»

– Возможно, проблема кроется в том, что такие музыкальные инструменты, как домра или балалайка, попросту не слишком востребованы у современной молодёжи?

– Вы знаете, нет. Сейчас домра вышла на такой уровень, о котором некоторое время назад никто даже и помыслить не мог. Лично я считаю своей основной задачей – сохранить национальную культуру таких инструментов. В Орёл я приехал уже будучи пенсионером, поэтому мне есть с чем сравнить уровень местных преподавателей. И с грустью можно констатировать, что он далеко не идеален. Однако самое обидное то, что желание как–то улучшить собственные навыки и передать их ученикам у большинства педагогов полностью отсутствует. У меня много новаторских разработок, много сил и желания воплощать их в жизнь, но директор музыкальной школы, в которой я работаю, считает, что меня пора отправлять на пенсию, мол, не нужны здесь ни мои лауреаты, ни дипломы, которые они регулярно привозят с международных и всероссийских конкурсов. Эта «травля» началась уже давно, но я всё стерпел, да и сейчас продолжал бы это делать – ради своих учеников. Но трудовой договор закончился, а продлять мне его не собираются. Родители детей встали на мою защиту, но их мнение, вероятно, тоже никого не волнует.

– Как руководство вам объяснило своё решение?

– По официальной версии, причина – мой возраст. Да, я уже не молод, но, знаете, за последние 30 лет я ни разу не был на больничном. Единственное, сейчас мне сделали замену сустава, но я абсолютно готов к работе. Я вообще стараюсь вести активный образ жизни – занимаюсь закаливанием, играю в шахматы, посвящаю музыке каждый день. Честно признаться, мне обидно за своих учеников. Вот сейчас занимаюсь с одним юным парнем – Александром Новиковым. Ему всего 12 лет, и он уже лауреат множества всероссийских и национальных конкурсов. У него прекрасный потенциал, он ставит перед собой высокую цель – стать профессионалом. Немаловажно и то, что его поддерживают родители. И вот теперь мальчик собирается оставить музыку, потому что не хочет переходить к другому преподавателю.

Пробиваются, как могут

– Вы обмолвились о том, что ваши лауреаты никому «не нужны». Но как же так, ведь это повышает престиж учебного заведения?

– На конкурс в Белгород нас с учеником везли его родители. Бензин и проживание оплатил я сам. Руководство школы не вернуло мне потраченных денег. И это не единичный случай. Думаю, их заинтересованность в этом вопросе «налицо». Да и вообще, объездив множество конкурсов, могу уверенно сказать, что порой там все далеко не так прозрачно, как может показаться человеку, который никогда не сталкивался с этим вопросом. Не буду называть фамилий, но у нас в Орле есть титулованные музыканты, которые прежде, чем отправить куда–то своих учеников, звонят и интересуются, кто будет председателем жюри. И если «свой человек», тогда смело можно отправляться в путь.

– Вы сами подготовили множество лауреатов различных конкурсов, значит, не всё решают связи?

– Конечно, без таланта не обойтись. Однако стоит понимать, что это борьба, которая далеко не всегда может быть честной. Поэтому важно набраться терпения и стойкости. Кроме того, нельзя забывать совершенствовать свои навыки и работать над собой каждый день.

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах
Роскачество