Примерное время чтения: 7 минут
297

«Власть должна быть для народа». Олег Карпиков - о парламентаризме в России

Олег Карпиков / Из личного архива

Парламентаризм в России - молодая система взаимодействия между властью и обществом, но так ли она эффективна? Парламентаризм в России не имеет таких глубоких корней как на западе. Однако он есть не что иное, как принятая система взаимодействия между властью и населением. Система эта находится в стадии непрерывного развития и имеет свои несовершенства.

Об особенностях парламентаризма в России, как институте взаимодействия власти и народа, «АиФ-Черноземье» побеседовал с Олегом Владимировичем Карпиковым, общественным деятелем и меценатом, бизнесменом и политиком, бизнесменом, экс-депутатом городской Думы Орла.

Перекос в структарх власти

- Переломным моментом для политической системы России стало создание Думы. У первого аппарата законодательной власти тогда, в начале двадцатого века, возник серьезный конфликт с исполнительной властью. Прошло более века, но порой у этих двух ветвей власти возникают конфликты и сегодня. Как вы считаете почему? Что не так с взаимоотношениями законодателей и исполнителей?

- Действительно, по сей день наблюдается некий перекос. По сути, законодательная власть - это власть населения, а парламентарии - народные ставленники. Но на практике получается, что исполнительная власть имеет большое влияние на выбор законодательной власти. Это порождает зависимость законодательной от исполнительной, что не идет в угоду интересам населения. Да, парламентская система, как в регионах, так и в целом по стране находится в постоянной динамике. Но пока что речь не идет об усилении законодательной власти, хотя именно этот процесс способен убрать тот самый перекос, созависимость одного типа власти от другого.

- Нынешняя система парламентаризма, как вы уже отметили, находится в стадии развития и становления. Нужно ли говорить о парламентаризме с населением? Может ли помочь политическое просвещение приблизить власть к народу?

- Политическое просвещение - первый шаг к активному участию граждан в политической жизни региона и ее изменении к лучшему. Но, согласитесь, многим людям некогда думать о политике, этот вопрос больше из области эфемерного. У людей множество насущных проблем: коммунальные платежи, проблемы образования их детей, хромающие сферы культуры и медицины. Каждый день мы ввергаемся в борьбу за нормальную жизнь, и тут уже о высоком парламентаризме думать некогда.

Власть для народа, или народ для власти? 

- Получается, что людям некогда задумываться о политике за повседневными заботами…

- Во взаимодействии «власть-население» наблюдается явный перекос. Власть должна быть для народа, а не народ для власти. Но, давайте, на конкретных примерах. Все мы, жители Орловской области, не можем не видеть какая печальная ситуация с вывозом мусора складывается на сегодняшний день. Региональный оператор, управляющая компания, явно не справляется со своей работой. Вдумайтесь, какой это абсурд: мы запускаем корабли в космос, но мы не можем убрать отходы с улиц? Люди недовольны, но они не могут ничего поменять. А ведь именно простое население содержит весь чиновничий аппарат на свои налоги. Так что выходит: власть для народа или народ для власти?

- Как найти баланс во взаимоотношениях власти и общества, а также баланс между двумя ветвями власти?

- Необходимо просто и четко, без двоякого смысла, без двояких трактовок описать и разграничить полномочия власти законодательной и исполнительной, добавить систему сдержек и противовесов, в том числе прописать функции правительства - федерального, областного.

Порой получается так, что депутат - народный избранник - не может избраться без поддержки и даже протекции со стороны исполнительной власти, не говоря уже о том, что он не может попасть в здание исполнительной власти (областной законодательной власти) без специального пропуска, ведь в частности в Орле удостоверение депутата городского Совета народных депутатов ничего не значит. Давайте начистоту: даже если население хочет видеть определенного человека в парламенте, доверяет ему как общественному рупору, то далеко не всегда такой человек окажется в числе законодателей. К сожалению, пока что это больше исключение.

Кроме того, для того, чтобы общество двигалось вперед, чтобы система совершенствовалась, во власть должны приходить люди с другим, креативным мышлением, люди с жизненным опытом, а не номинальные фигуры. Я говорю не о личностных качествах человека, а о его способностях как представителя власти.

Парламентаризм на бумаге

- Получается, что пока не разграничены властные полномочия структур, страдает население. Как вы считаете, реально ли собрать этот кубик Рубика «законодательная власть - исполнительная власть - население» так, чтобы ситуация обернулась в угоду населению?

- Все мы еще со школьной скамьи знаем, что у законодательной власти должна быть надзорная функция над исполнительной. А на деле все наоборот. Очень сложно вносить изменения, в политической системе много мутной воды. Давайте опять на простом примере, понятном любому горожанину: в областном центре есть достаточное количество неэксплуатируемых зданий советской эпохи, которые попросту простаивают. Например, бывший учебный комбинат на Колхозной улице. В одно время здание хотели передать поликлинике № 3 в качестве филиала, но до дела не дошло. Сейчас постройка в плачевном заброшенном состоянии. И сколько таких в Орле. А теперь давайте подумаем, где персональная ответственность исполнительной власти за то, что произошло? Не исключено, что в дальнейшем начнут наводить порядок за бюджетные деньги. За деньги налогоплательщиков. Это крайне неграмотное управление бюджетной собственностью. И ответственность за него никто не несет.

Или еще один пример, в котором мы можем наблюдать перекос в сторону исполнительной власти. Раньше местом для проведения публичных мероприятий, так называемым орловским гайд-парком, был сквер генерала Ермолова. Затем власти приняли решение перенести площадку на самую окраину города, и большинство депутатов за это проголосовали. Поддержали не людей, а чиновников. Значит, парламентаризм слаб. Значит, власть боится публичности.

- Персональная ответственность в подобных случаях должна лежать тоолько на чиновниках? Или на депутатах – избранниках народа - тоже?

- Конечно, отвечать нужно сообща, но и с персональной ответственностью тоже. Без пиара и сотрясания воздуха. Иначе выходит, что элементы парламентаризма есть на бумаге, а по факту они не задействованы. От этого страдает не только система парламентаризма, но и все общество.

Для принятия решений нужно иметь мужество

- Свидетельствуют ли примеры, приведенные выше, о не эффективной коммуникации и взаимодействии между исполнительной властью и парламентом?

- В этой связи есть еще и третий, главный элемент – народ. Данную систему мы можем представить в форме треугольника, где во главе углов исполнительная, законодательная ветви власти и народ. И в каждой связи есть особенность. Депутата избирает население, и депутат хотел бы выглядеть перед населением только с положительной стороны. Если говорить о взаимодействии депутатского корпуса и исполнительной власти, то здесь наблюдается зависимость, о которой я уже говорил. На деле все выглядит не так хорошо, как на словах.

- К сожалению, разрыв между словами и делом волей-неволей замечает каждый из жителей.

- Многие политики и депутаты любят красиво говорить, но в этом есть элементы пиара. Даже если речь идет о каких-то полезных начинаниях, за словами должна идти кропотливая работа, чтобы воплотить их в жизнь. Я тоже хочу, чтобы у нас дороги были хорошие. Я тоже хочу, чтобы у нас вывозился вовремя мусор. При этом не обязательно все вопросы решать финансами, очень многое можно решить организационными средствами. Но для этого нужно принять мужественные, не популистские решения относительно тех, которые есть.

И тут снова задействована исполнительная власть. Это такая обратная сторона демократизма-парламентаризма, когда у общества возникает чувство, что невозможно ничего изменить. Или, по крайне мере, очень сложно. Но с другой стороны, каждый из нас обязан попытаться. Мы все должны работать на совершенствование нашего общества.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах