aif.ru counter
6236

Быстрая музыка и желтые ценники. Как нами манипулируют в супермаркетах

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 32. АиФ-Липецк 09/08/2017
Надежда Уварова / АиФ

Кризис научил нас считать каждую копейку. В то же время мы по-прежнему часто покупаем то, что нам совсем не нужно. Отчего так происходит? О чём нужно знать, чтобы не оказаться в финансовой ловушке и с пустыми карманами, «АиФ-Черноземье» рассказала кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента ЛГТУ Екатерина Маркова.

Часов не наблюдают

Екатерина Деревяшкина, «АиФ-Черноземье»: Екатерина, почему мы совершаем бессмысленные траты? Какие уловки используют маркетологи?

Екатерина Маркова: Приёмов маркетинга очень много. Например, вы замечали, что в крупных торговых центрах окна завешаны или полностью отсутствуют — дневной свет почти не проникает в помещения? Это делается специально, чтобы дезориентировать нас во времени. В результате нам кажется, что мы провели внутри лишь несколько минут, а на самом деле — полдня. Или возьмём музыкальное сопровождение. Спокойная мелодичная музыка, которая играет обычно в кафе и ресторанах, расслабляет, вводит в состояние лёгкой эйфории: и вот мы уже вместо одной чашечки кофе заказываем две, а к ней ещё и десерт. В супермаркетах, напротив, часто используют ритмичные композиции, они «подталкивают» покупателей быстрее двигаться по залу, наполнять корзины товарами, часто совершенно не нужными. Ещё один приём — ароматы. Запахи свежей выпечки, жареной курочки пробуждают аппетит и заставляют нас покупать всё больше и больше. Это очень хорошая уловка: с её помощью можно не только привлекать покупателей, но и скрывать неприятные отдушки.

— А что скажете о цене? Как с её помощью можно манипулировать покупателями?

— Есть такой интересный приём — вилка цен, или «правило золотого унитаза». Перед вами стоят три практически одинаковых продукта, с разными ценами, какой выберете вы? Вероятнее всего, тот, у которого средняя цена. Люди не любят покупать слишком дешёвый товар, как и слишком дорогой. Большинство склоняется к средней стоимости. Или возьмём цвет ценника. Психологи доказали, что информация воспринимается лучше, если она написана на жёлтом цвете. Отсюда — такие популярные жёлтые ценники. А ещё «приятные глазу цифры». К ним относятся цифры с округлой формой: 3, 6, 8, 9, 0. Их чаще всего мы и видим на ценниках.

— Можно ли доверять различным акциям? Или это тоже обман?

— Акция акции рознь. Есть, действительно, выгодные для покупателя. Когда продавец снижает цену на «залежалый» товар или на продукты, срок годности которых скоро истечёт. Во всех остальных случаях вы должны понимать, что никто не будет работать себе в убыток. Но проблема в том, что мы не считаем деньги, а, как правило, действуем на эмоциях.

Сбережения не уберегли

— Финансовое поведение жителей провинции отличается от, например, столичных покупателей?

— Все города по ментальности отличаются друг от друга. Возьмём, например, Воронеж — город студентов. Откуда у них деньги? Чаще всего дают родители. А что легко достаётся, легко и тратится. Липецк — город металлургов. Большинство населения работает на заводе. А то, что зарабатывается тяжёлым трудом, расходуется рачительнее, хотя и здесь никто не застрахован от ненужных покупок. Есть, правда, и другая категория людей, для которых прокутить деньги в кабаке или потратить на минутную прихоть  — единственная радость в жизни. Такие легко расстаются сразу с большими суммами. Но в каких-то вещах мы все очень похожи. Например, в отношении к сбережениям. По данным Национального агентства финансовых исследований, россияне стали меньше откладывать деньги на «чёрный» день и больше тратить на повседневные нужды. Если в 2015 году 47% респондентов, получив зарплату, старались что-то отложить, а уже потом расходовали остаток, то сейчас всё происходит с точностью до наоборот: около 50% людей активно покупают различные товары, не задумываясь о сбережениях.

— О чём это говорит? Быть может, на сбережения просто ничего не остаётся?

— Мне кажется, такое финансовое поведение связано, с одной стороны, с выходом экономики из кризиса, а с другой — с ростом цен вследствие колебаний курса валют — люди понимают, что дешевле товары не станут, и делают крупные покупки сейчас, не откладывая на потом. 

— Возможно, многие просто не умеют планировать?

— Общаясь с современной молодёжью, понимаешь, что она сегодня и экономически, и юридически более грамотная. Зачастую даже приятно удивляюсь её рассудительности: она умеет планировать свой бюджет и редко совершает ненужные покупки. Но уровень финансовой грамотности большинства населения действительно оставляет желать лучшего. Отсюда такая высокая закредитованность: причём люди берут одни кредиты, чтобы расплатиться по другим. Особенно удручает тот факт, что люди довольно часто пользуются займами микрофинансовых организаций с их бешеными процентными ставками. И при этом не думают о последствиях. Нашим гражданам вообще свойственно мыслить позитивно, они не допускают мысли, что может произойти что-то плохое. Многие в глубине души сказочники, рассуждают примерно так: вот завтра что-то случится, я разбогатею и всё отдам. Но чуда, как правило, не происходит, и люди только больше загоняют себя в кабалу.

Время считать

— Если мы так плохо разбираемся в финансовых вопросах, наверное, надо что-то с этим делать? Может, нужны курсы по повышению грамотности?

— В рамках проекта Минфина мы уже проводим занятия со школьниками и студентами по таким темам, как бюджет семьи, доходы и расходы, инвестиции в будущее. Рассказываем, как играть на фондовых биржах, что такое страхование и как происходит налогообложение. Я уверена, со временем нам удастся воспитать поколение финансово грамотных людей, которые будут знать цену деньгам и уметь ими распоряжаться. Такие вещи должны закладываться именно с детства.

— Многие родители спорят: нужны ли детям карманные деньги?

— Не вижу ничего плохого в том, чтобы у ребёнка был личный бюджет. Так он быстрее научится считать, планировать и экономить.

— А не получим мы обратный эффект, когда дети будут всё оценивать деньгами?

— А это уже зависит от нас, взрослых, как мы преподнесём им информацию: деньги — это важная составляющая нашей жизни, но не вся жизнь. Мы ведь тоже с вами работаем за зарплату, но при этом не оцениваем всё в денежном эквиваленте. И дети это понимают, просто им нужно объяснять это взрослым языком. Безусловно, материальные ценности должны строиться на семейных, а не наоборот. Поэтому в первую очередь надо возрождать институт семьи, который сегодня, к сожалению, утрачен.

— Если, как вы говорите, наше общество станет финансово грамотным, что же тогда останется делать маркетологам?

— Когда мы станем более грамотными: перестанем покупать ненужные товары, научимся читать ценники, смотреть на сроки годности, тогда, возможно, маркетологи будут думать уже не о том, как навязать нам товар, а о том, как его усовершенствовать, сделать более качественным. От этого мы все только выиграем.

Как не попасть в ловушки маркетологов?

  • Составляйте список товаров, которые необходимо купить, и старайтесь от него не отклоняться.
  • Не ходите в магазин на голодный желудок.
  • Не покупайте продукты про запас: берите столько, сколько съедите.
  • Смотрите на вес: часто производители «недоливают» или «недокладывают» продукт до привычных нам объёмов.
  • Считайте деньги, не отходя от кассы, запоминайте цены, сохраняйте чеки.
  • Прежде, чем решиться на крупную покупку, изучите товар в Интернете. Не обращайтесь с вопросом «Что посоветуете?» к продавцу-консультанту, так как он посоветует то, что выгодно ему.
  • Не делайте покупки сгоряча, особенно если это недешёвая вещь. Поживите с мыслью о необходимости приобретения. Если на следующий день вы от ней не откажетесь, смело отправляйтесь в магазин.
  • Расплачивайтесь только наличкой — этот финансовый ограничитель удержит вас от ненужных покупок в момент возбуждения от шопинга. Пользуясь кредиткой, человек «не чувствует» денег, из-за чего может потратить больше, чем планировал.
Оставить комментарий (4)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах