Примерное время чтения: 5 минут
1271

Дело об ушастом еже. Из краеведческого музея в Воронеже пропадают экспонаты

Если кража полотна Куинджи из Третьяковки стала скандалом всероссийского масштаба и широко обсуждалась в СМИ, то в Воронежском краеведческом музее пропажу ценных экспонатов стремятся сохранить в тайне. На днях один из таких эпизодов стал известен «АиФ-Черноземье». Так как в Воронеже пропадают культурные ценности?

Где же чучело?

В редакцию «АиФ-Черноземье» обратились сотрудники областного краеведческого музея, фонды которого насчитывают более 170 тысяч раритетных предметов.

«В последнее десятилетие инструкции по сохранности предметов грубо нарушаются, - рассказала заведующая экспозиционно-выставочным отделом музея с 33-летним стажем Лилия Сотникова.– Руководство мешает исполнять мои прямые обязанности по сохранности государственных ценностей. Последний пример: 8 августа 2018 года в 13 часов 30 минут на стационарной выставке «Царство животных» пропало чучело ушастого ежа – животного из Красной книги». 

Этот случай мог бы показаться даже забавным, если бы чучело не было включено в основной фонд, где числятся особо ценные экспонаты. Заменить ежа законным путём не получится – убивать таких животных строго запрещено. Но, пожалуй, больше всего удивляет то, что случай, по-видимому, попытались замять.

«По инструкции, после пропажи любого экспоната мы обязательно должны вызвать полицию, - продолжила Лилия Сотникова. – Каждый из пяти предыдущих директоров музея, при которых мне довелось работать, сам вызывал милицию и расследованию не препятствовал. Однако на этот раз всё было не так: нам велели молчать и никому об этом не рассказывать. Кстати, чучело ежа до сих пор не списано».

Тем не менее, сотрудники музея решили действовать по закону и составили акт о пропаже экспоната – свои подписи, кроме заведующей экспозиционно-выставочным отделом, в нём поставили главный хранитель музея, старший научный сотрудник, дежурный по музею и музейный смотритель. 

Редакция «АиФ-Черноземье» направила директору музея Елене Вычеровой официальный запрос с просьбой об интервью. Были заранее высланы вопросы, в числе которых: «Каким образом организована охрана музея и его экспонатов, какие технические методы используются?», «Были ли случаи пропажи ценностей музея в последние годы?» и др. Однако директор категорически отказалась общаться на эту тему. Ссылки на закон о СМИ не помогли – Елена Вычерова, вероятно, забыв, что она должностное лицо, сослалась на своё «право не отвечать на вопросы».

Надежда на пушки

Зато у сотрудников краеведческого музея болит душа за сохранность коллекции. Ведь её удалось отстоять даже в 1990-е годы, когда главные культурные сокровищницы России, не стесняясь, торговали историей страны. Пример тому - расхищение древнерусской коллекции Эрмитажа. 

Тогда же один из авторитетных воронежских бизнесменов захотел прикупить себе на дачу бронзовые пушки петровской поры и каменных половецких баб XII-XIII веков, стоящих на территории музея. Новоявленный капиталист очень удивился, когда музейные работники отказались продать государственную собственность. 

Зато в 2000-е, когда, казалось бы, стало побольше порядка, экспонаты начали пропадать. Так, во время школьной экскурсии кто-то срезал и унёс петровскую медаль в честь взятия Азова. Исчезли топор времён строительства первого русского флота и тесак из зала, посвящённого революциям. 

К счастью, петровские пушки до сих пор «охраняют» главный вход в музей, а половецкие бабы «стерегут» вход со двора. Хочется надеяться, что это не единственные технические средства охраны - из-за отказа администрации мы не смогли в этом убедиться. Сотрудники музея, например, сомневаются в исправности системы видеонаблюдения.

А ещё они советуют присмотреться к книге голландского писателя и художника, друга Петра I, Корнелия де Бруина «Путешествие по Московии, Персии и Вест-Индии», где есть уникальная гравюра с видом Воронежа – путешественник побывал в нашем городе в 1703 году. «Путешествие» выставлялось в музее с 1987 года, но несколько лет назад было решено поменять все подлинные документы XVII-XIX веков на копии – якобы в целях безопасности. Книга отправилась в запасники, и недавно сотрудники не смогли отыскать в ней упомянутую гравюру. 

Редакция «АиФ-Черноземье» просит считать эту публикацию обращением в правоохранительные органы, которые должны расставить все точки над «i».

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах