aif.ru counter
25.04.2012 11:31
Юлия ЖИЛЬЦОВА
26

У России есть возможность выйти из религиозного кризиса

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 17. АиФ Белгород 25/04/2012
Фото Василия КУЧМЫ

На днях Джон выступал на конференции «Социология религии в обществе последнего модерна» в Белгородском государственном национальном исследовательском университете с докладом, затрагивающим актуальные вопросы, связанные со взаимодействием церкви и государства, возрождением религии в России в постсоветскую эпоху. Нам удалось встретиться с Джоном и продолжить беседу после конференции.

Путь возрождения в эпоху перемен

- Джон, почему вы заинтересовались такой неоднозначной проблемой? Неужели возрождение культурного богатства России волнует представителей других государств?

- С религиозными проблемами сталкивается не только Россия. В Америке сейчас положение церкви меняется - церковь начинают притеснять. Мы живём в эпоху перемен, которые затрагивают все сферы жизни общества, религию в том числе. Являясь последователем протестантской традиции, я чувствую, что религия сейчас находится в кризисной ситуации. Мне интересно было познакомиться с ситуацией в России, провести параллели и, возможно, найти пути для выхода из сложившейся ситуации.

Семь лет назад я объявил себя наблюдателем, начав исследовать возможные пути возрождения Русской православной церкви после эпохи коммунизма. Я считаю, у России сейчас есть много возможностей всё восстановить. Да, советское время наложило отпечаток на духовную культуру, но сломить стержень русского человека очень нелегко. Я не могу назвать себя исследователем. Я простой наблюдатель, делающий записи, ведущий подсчёты, анализирующий и делающий выводы.

- Вы не простой наблюдатель, вы очень подкованный наблюдатель. Откуда интерес к религии у вас? Как формировалась такая мощная научная платформа?

- Я вырос в религиозной семье. В Америке раньше религии уделялось больше внимания. Был «День для Бога» - воскресенье, когда закрывались все магазины, кинотеатры, и люди могли весь день провести в церкви. Я читал много книг, закончил богословский факультет. Сейчас же я только вспоминаю о том времени и думаю о путях возрождения религии.

- И какие же пути вы видите?

- Я представил в своём исследовании этот процесс в трёх аспектах. Первый назвал «новое социальное мышление», которое подразумевает пересмотр роли религии - она должна стать зерном морали, жизни общества. Далее следует совершенствовать религиозное образование, развивать воскресные школы, православные гимназии, разработать правильную универсальную для всех конфессий программу уроков религии. И, наконец, третьим важным аспектом является «почитание новомучеников». Говорить об этом довольно сложно, так как у протестантизма и православия - разные контексты, и если для протестантов в центре богослужения находится мощность и эмоциональность проповеди, то для православных - литургия и причастие. С одной стороны, может быть, нужно модернизировать литургию, готовить проповеди, которые будут влиять на эмоции человека, а с другой – возможно, нужно наоборот обращаться к древнейшим христианским традициям.

- Джон, а если пофантазировать и представить Россию через 10‑15 лет? Каким вы видите решение проблемы вашего исследования?

- Я не предсказатель, я наблюдатель. (Смеётся. - Ред.). Но я считаю, что у России свой путь. И новое поколение, на плечах которого и лежит возрождение, обязательно должно быть заинтересованным и читающим.

«Научный отпуск» - для России

- Значит, возрождение невозможно без литературы?

- Да, это так. Возрождение литературы и чтения благоприятно отразится на религии. У России есть Толстой, Достоевский и другие мощные фигуры. Нужно только читать полностью, вдумчиво, а не в кратком содержании, чем грешит современная молодёжь. Именно в литературе есть ответ на вопрос «Как следует жить?»

- Как вам удаётся совмещать преподавательскую деятельность на двух континентах?

- Помимо Питтсбургской богословной семинарии, я преподаю в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете в Москве. Мне удаётся совмещать удалённые друг от друга места работы потому, что мне это интересно. Я люблю работать со студентами. Они всегда заваливают меня кучей вопросов. И приходя домой, я достаю вопросы из рюкзака и ищу на них ответы. Они никогда не дают мне оставаться на одном месте. Кроме того, меня спасает мой «научный отпуск». В нашей семинарии в Америке каждый седьмой год работы - научный отпуск. То есть, я не веду лекции, семинары, а весь год занимаюсь исследованиями, книгами, научными разработками. В России нет такого понятия, оттого и преподаватели очень загружены.

- А чем отличаются в своих взглядах на религию русские студенты от американских?

- Это не очень простой вопрос, так как и у русских, и у американских студентов разные культуры, истории, но их объединяет поиск общины, места, где любят, ждут и принимают таким, какой ты есть. Мне кажется, церковь вполне может стать местом настоящей общины, но здесь снова стоит не забывать, что понятие общины у русских и американцев также разное.

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах
Роскачество