Примерное время чтения: 5 минут
292

Во что верить в современном мире

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 17. АиФ Курск 25/04/2012
Фото: АИФ

- Отец Олег, по церковному календарю есть такие дни, в которые нельзя работать. Но многие верующие так исполняют это правило: не шьют, не стирают, но освободившееся время проводят на диване перед телевизором. Правильно ли это?

- Само слово «праздник» означает день праздный, незаполненный какой-то работой. В заповеди Господней говорится: «Помни день субботний, чтобы проводить его свято». «Свято» здесь заключается в том, что нужно освящать этот день какими-то добрыми делами. Мы можем почитать полезную для себя литературу, навестить больных, родственников. Здесь это не просто труд, это помощь человеку. То есть, проводить день праздно - не значит бездельно.

Цена веры

- Многие церковные таинства, ритуалы сегодня стоят немалых денег. Раньше люди приносили в церковь кто что мог, не было чётких расценок. А сегодня выработался определённый «прайс-лист». Причём цены не всегда доступны малоимущим. Получается, сегодня бедные не могут жить полной жизнью православного христианина: венчаться, крестить детей, отпевать усопших…

- Отвечу на этот вопрос как настоятель храма. Церковь живёт на пожертвования. Они расходуются на содержание храма, коммунальные услуги, обслуживание здания. Служители и работники церкви получают зарплату и тоже должны обеспечивать свою семью. И важно понимать, что церковь не оказывает услуг. Здесь нет товарно-денежных отношений. Если человек не готов духовно к тому, чтобы принять крещение, или к венчанию, то священник имеет полное право в этом ему отказать. И довод о том, что «я заплатил», здесь не действенен. Мы не оказываем услуг, а рекомендуем какую-то сумму к пожертвованию. Если семья многодетная, малообеспеченная, можно просто подойти к настоятелю и объяснить ситуацию, и ни один священник не откажет в совершении таинства, даже если это будет совершенно безвозмездно.

- Есть ли какая-то единая система расценок? Или их устанавливает настоятель?

- Цены устанавливает настоятель. Размер пожертвований зависит от расходов прихода. При моём храме, например, есть воскресная школа, где детей кормят обедом, и преподаватели в вознаграждении нуждаются. Некоторые церкви находятся на реконструкции, им тоже больше средств требуется. А есть храмы, пожертвования которых идут только на содержание самого здания, и зарплату служителям, поэтому и цены там ниже.

- В Курске сейчас достаточно много похоронных домов, магазинов ритуальных услуг, которые в объявлениях пишут, что они, кроме гробов, венков и т. п., предоставляют также и священников для отпевания. Можно ли пользоваться такими «услугами»?

- Многие «предприниматели» поставили это на коммерческую основу: сами договариваются с родственниками и за молитвы, которые возносит священник, получают деньги. Поэтому владыка Герман издал распоряжение для духовенства Курской епархии: не совершать отпевания в моргах и похоронных домах или же по запросу каких-то ритуальных организаций. Погребение (отпевание) должно проходить в храме. Если нет такой возможности, то на кладбище, в крайнем случае - дома, и договариваться об этом должны родственники и близкие усопших.

«Даром приняли, даром отдавайте»

- «Церковное врачевание». В некоторых храмах во время службы можно наблюдать страшные картины: человек говорит, ругается не своим голосом, прыгает, корчится... Как эти явления называет церковь? 

- Это беснование. Отрицать существование этого явления мы не имеем права, потому что и в Священном Писании говорится о том, что и Господь изгонял бесов, и апостолам дал такое право. Но сказать, что у нас в Курской епархии кто-то занимается изгнанием бесов, я не могу. Есть священники, которые служат в храмах молебны о недужных. И может быть, действительно, во время этих молебнов происходят какие-то страшные вещи. Но это вовсе не значит, что священник отчитывает или вычитывает. Священников, которые занимаются вычетом, в Курской епархии нет.

- Есть бабушки, которые «выговаривают» у детей испуг, сглаз, лечат рожу и другие заболевания. Причём эти люди обычно верующие, читают молитвы и не берут за свою «работу» денег. С точки зрения церкви, можно ли к ним обращаться?

- Человеку праведной жизни, который ходит в храм, серьёзно подходит к таинствам церковным и действительно живёт по Божьим заповедям, на самом деле Господь может дать дар помогать людям. Но как Господь сказал своим ученикам-апостолам: «Даром приняли, даром отдавайте». Если же человек не берёт ничего за свою помощь, то, возможно, силой Божьей по молитвам этого человека и правда совершается исцеление.

СПРАВКА

Священник Олег Чебанов родился в Курске. Окончил индустриально-педагогический факультет Курского педагогического университета. После 3-го курса работал учителем труда в Курской православной гимназии. Окончил аспирантуру, защитил кандидатскую диссертацию. Преподавал на кафедре теологии и религиоведения КГУ. В 2002 году стал священником, служил в храме при КГУ. Окончил Курскую духовную семинарию, с 2004 года по настоящее время - её проректор. В 2010 году стал настоятелем храма Святых Царственных Страстотерпцев города Курска. 

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах