Примерное время чтения: 6 минут
24

Вузы превращаются в клубы массовиков-затейников

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 24. АиФ-Черноземье 13/06/2012

Что же представляет собой современный университет и современный университетский преподаватель? Спасёт ли начатая реформа высшую школу или погубит её окончательно? Своей точкой зрения на этот счёт поделился Виктор Хорольский, доктор филологических наук, профессор ВГУ.

Кто мы есть?

- Виктор Васильевич, в чём, на ваш взгляд, главная беда современной высшей школы?

- Очевиден кризис всей системы образования в стране. Конечно, нельзя говорить, что у нас высшая школа почила в бозе или стала призраком. По сравнению с тропической Африкой или с Южной Азией, мы почти здоровы. Правда, от Америки и Европы отстали безнадёжно - наши вузы, даже лучшие в стране, и в первую сотню мировых рейтингов не попадают. Хорошо, если половина выпускников устраивается по специальности. Многие идут в смежные профессии, в торговлю. Растёт число тех, кто никогда не пользуется знаниями, полученными в вузе. Диплом стыдливо прячется в сейф. Самое главное зло, на мой взгляд, в том, что государство, экономя копейку на зарплате бюджетников, убивает энтузиазм квалифицированных преподавателей. В откровенной беседе все признаются, что работать за гроши унизительно, зарплата в 10 тысяч рублей - это плевок в лицо преподавателю, да и всей интеллигенции. Но тут же на собраниях кричим «Ура!», дружно аплодируем и нахваливаем начальство - вплоть до тошнотворного лизоблюдства.

- То есть самое опасное - это потеря энтузиазма?

- Для меня это опаснее ЕГЭ, недофинансирования, чиновничьей глупости и прочее. Многие преподаватели отказываются заниматься научно-исследовательской работой, протестуя против существующей железобетонной несправедливости в распределении благ. Но есть, конечно, среди нас и лентяи. Иногда задумываешься: кто мы, современные преподаватели, с точки зрения Большой науки? Научный коллектив или любители чаепитий? Скорее, второе. На кафедрах преподаватели всё чаще беседуют о пирогах, а не о высоких материях. Многие вообще годами не принимают участия в научных спорах, мол, нет времени, текучка заедает. Рядовые участники вузовской жизни фактически не следят за развитием мирового научного процесса. Все оправдываются тем, что мало платят. Но это тоже неправильно. Да, не платят. Но есть же понятие рыцарского служения науке. Ведь, если уж ты занимаешься каким-то делом, то лучше заниматься им с энтузиазмом, чем просто отбывать свой номер. И мы, конечно, понимаем, насколько сами виноваты в том, что вуз превращается в клуб массовиков-затейников. Потанцевали, встретили студенческую весну, а остальное - симулякр! Особенно меня удручает в современном учебном процессе наша тотальная нелюбовь к библиотекам. И преподаватели, и студенты говорят: «У нас есть Интернет». Но ведь нельзя просматривать монографию на мониторе - её нужно читать не спеша, страницу за страницей. Однако читаем катастрофически мало. И, к сожалению, нет никаких надежд, что ситуация скоро изменится.

Из профессоров в пролетарии

- Возможно, проблемы связаны с тем, что сейчас не востребовано гуманитарное образование?

- Да, это так. Но это видимая правота технократов. Кажимость истины. Завтра, когда культурная нить предельно истончится, когда нас захлестнёт идеология массового потребительского общества, выбравшего пепси и пофигизм, мы увидим, что точка невозврата пройдена. Будет очень больно. Всем. И что делать? Нам будет трудно восстановить культурный потенциал великой когда-то страны без реформ. Нам нужны новые люди, здравые умы. Срочно нужна ротация кадров.

- А что представляет собой современная профессура?

- Профессора больше не являются профессорами в старом понимании этого слова. Современный профессор ходит по рынку и часами выбирает морковку подешевле. Из «белых воротничков» преподаватели превращаются в «синих», в пролетариат, которым нечего терять, кроме своих цепей, то бишь очков. И стыдно должно быть не профессорам, которые, экономя каждую копейку, не могут лишний раз книгу купить. Стыдно должно быть правящей элите, расплодившей миллиардеров и жуликов. Власть поручает: «Ребята, сидите в своём болоте, храните традицию, учите молодёжь»… Но если не обеспечить традицию финансово, организационно и интеллектуально - то будет дальнейшая деградация и агония. Зашуганные доценты не горят на работе…

Жить вопреки

- Высказывания нового министра образования и науки о необходимости резкого сокращения высшей школы вызвали большой резонанс. Возможно, оптимизация, действительно, исправит ситуацию?

- Я думаю, что ему лучше было бы промолчать. Даже если он прав… Нехорошо начинать с заявления: ребята, вас слишком много. Да, нас много. Да, нас трудно кормить. Но вас, чиновников, гораздо больше, а народ вас кормит, терпит и не бунтует, увы. Даже - по вашей «просьбе» - выходит на проправительственные митинги. То же самое касается интеллигенции. Глохнет, а то и продаётся за гроши. Как у Бёлля: есть агнцы, буйволы, а есть пастыри-интеллигенты, призванные учить других. Интеллигенты призваны судьбой быть вожаками, при этом они всегда должны быть в оппозиции к сильным мира сего, к буйволам. Но у нас все агнцы предельно послушны. Молчат или блеют на кухне…Бегство от свободы, как сказал Фромм. Тоска. Ну, а если говорить по большому счёту, то стремление сократить количество вузов правильно. Многие, особенно коммерческие, ныне дают продукт низкого качества. Но такую политику надо проводить осторожно. На кону - судьбы умнейших людей.

- Совсем безрадостная картина получается…

- К сожалению, глубина кризиса не даёт повода для оптимизма. Злость людей найдёт путь к действенному протесту. Но и унывать мы не имеем права, плакать, по христианской традиции, - грех. К тому же, несмотря на огромную тяжесть проблем, у нас по-прежнему очень много умных голов и безмерно велика общая культурная традиция. Ни отъезд молодёжи за границу, ни потеря статуса образования, ни скудное финансирование - ничто не способно убить живую мысль… Демографический спад, стагнирующая экономика, абсолютная политическая неразбериха в стране порождают сейчас ощущение бессилия и безнадёжности. Но нужно жить, как говорил классик, «вопреки». Вопреки реальности и обстоятельствам надо понимать: мы, учителя, призваны толкнуть эту колымагу хоть чуть-чуть вперёд, а потом ползти из болота дальше.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах