Примерное время чтения: 5 минут
707

Шопинг на диване: плюсы и минусы дистанционной торговли

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 34. АиФ-Черноземье 22/08/2012

Но так ли безопасны дистанционные покупки, и какие проблемы существуют у самих интернет-продавцов? Эти вопросы на прошлой неделе в рамках «круглого стола» обсудили представители бизнеса и организаций по защите прав потребителей.

Ни увидеть, ни потрогать…

Преимущества дистанционных покупок налицо: удобно, экономно, быстро. Основной минус, пожалуй, заключается в том, что покупатель не видит непосредственно сам товар. Да, он может ознакомиться с его характеристиками, посмотреть на фото или даже 3D-изображение, но, согласитесь,– не то. Наш человек привык к тому, что всё надо не только увидеть, но и потрогать, да ещё обойти полсотни магазинов, чтобы сравнить, где то же самое получше да подешевле. И всё же лень берёт своё, и сравнительно новый способ торговли набирает обороты – в том числе и в Воронеже. 

– В ближайшие два-три года четверть всех покупок будет совершаться дистанционным способом,– считает Михаил ЧУБИРКО, заместитель главного врача ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Воронежской области».– В России пока нет крупных фирм, занимающихся такими продажами, больше работают представители зарубежных компаний. Но интернет-рынок активно развивается. 

Жалоба раз, жалоба два

Однако жалобы со стороны потребителей на нерадивых виртуальных продавцов уже есть. Поступают они в Роспотребнадзор и общества по защите прав потребителей.

– В 2011 году к нам поступило шесть обращений,– комментирует Ольга АГИШЕВА, заместитель начальника отдела защиты прав потребителей регионального Управления Роспотребнадзора. – Два из них касались воронежских компаний, занимающихся продажей автозапчастей, и были решены в пользу потребителя. Остальные были направлены в управления других областей, а также в правоохранительные органы. В 2012 году поступило четыре обращения. Одно из них передано в УФАС, так как касалось недостоверной рекламы, одно – в управление Ленинградской области. 

И если в Роспотребнадзоре жалоб не так уж и много, то общества по защите прав потребителей могут «похвастать» куда большим количеством заявлений. Большинство дел отправляется в суд, где всегда выигрывает потребитель. Продавца обычно обвиняют в недостатке информации или непредставлении её потребителю.

Кто в выигрыше?

Что касается продавца, то для него дистанционный бизнес – дело нелёгкое. И не только потому, что чаще всего споры решаются в пользу потребителя.

– Это кабальный способ продажи!– считает Александр ЛЫЧАГИН, директор ВООО «Воронежский союз потребителей».

– По закону, любая покупка может быть возвращена продавцу. ВСЁ без исключения, купленное дистанционно, можно вернуть, не объясняя причины. Конечно, при условии, что сохранён товарный вид. Если письменно условия возврата и обмена покупки не оговариваются, а это 99% случаев, то товар можно вернуть в течение трёх месяцев. К нам только в 2012 году поступило около 20 обращений с жалобой на то, что не получается вернуть товар. И во всех случаях дела решаются в пользу потребителя! Снимаю шляпу перед продавцами, решившимися заниматься этим неблагодарным бизнесом. 

– Ни для кого сегодня не секрет, что 90% бытовой техники производится на территории России,– отмечает Михаил КАЛИНИН, директор одного из воронежских магазинов аудио- видео- и бытовой техники.– Как известно, бытовую технику наибо­лее охотно покупают в сети. Продавцы, реализуя товар, пользуются той информацией, которую даёт им производитель. Часто эта информация неполная или неверная. К примеру, нередки случаи, когда не совпадает с реальностью информация о сервисных центрах компании. Мы, продавцы, пользуемся той документацией, которую нам предоставляет изготовитель. Проверить её мы не можем. Выходит, что, в случае недовольства покупателя, крайним становится продавец. И доказать, что он здесь ни при чём, нельзя, потому что этот вопрос не урегулирован законодательно. 

–У нас бизнес опережает законодательную базу на 10 –15 лет,– добавляет Сергей НАУМОВ, председатель регионального отделения общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ».– Не нужно бояться заниматься этим бизнесом, но необходимо урегулировать отношения на законодательном уровне. 

Как говорится, глаза боятся, а руки делают. Видать, дело прибыльное, если при всех его минусах предприниматели всё равно не отступают. Что касается потребителей, то им нужно стать более грамотными, чтобы не попасть впросак. И, может быть, менее ленивыми, если досадно не везёт в виртуальном мире.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах