aif.ru counter
Елена ДЕРЕВЯНКИНА 69

Что нельзя запрещать ребёнку?

Вопросы, как правильно воспитывать ребёнка, одновременно не подавляя его свободы, быть авторитетом, уважая его «Я», растить сильную...

Воронеж, 11 декабря – АиФ-Черноземье

Сегодня советы мамам и папам дают Ирина Плотникова, кандидат педагогических наук, зав. кафедрой педагогики и психологии ВГМА и Светлана Комова, кандидат психологических наук, ассистент кафедры.

Фундамент в образовании

АиФ: – Первоклассники носят такие ранцы с учебниками, что и старшекласснику не поднять - в современных школах очень высокая нагрузка! Как ребёнку справиться с этим?

Светлана Комова: Нужно учитывать индивидуальные способности ребёнка и нагружать его в меру. Если родители видят, что их сыну или дочери тяжелы дополнительные занятия, то необходимо их уменьшить. Больше внимания следует уделять подготовке в первый класс. Если вы видите, что ребёнок не может положительно обучаться в школе, то лучше отложить его обучение на год. Возможно, малыш физически или психологически не созрел. Если для взрослых год  это мелочи, то для ребёнка это большой период. 

АиФ: – Многие родители пытаются обучить дитя всему как можно быстрее, в три-четыре года малыши уже читают. Стоит ли так торопиться?

Светлана Комова: Если родители учат грамотно, то это даже приветствуется. Но часто у самих родителей неправильная методика обучения, в таком случае ребёнку будет очень сложно переучиваться. Лучше обратиться к профессионалам.

АиФ: – Как у родителей должна выстраиваться модель общения с учителями? Если в советской школе, когда учитель делал ребёнку замечание, отпрыска ругали, то сегодня родители часто воспринимают замечания в штыки и кидаются защищать ребёнка, считая, что не прав учитель…

Ирина Плотникова: В советской школе, эта проблема стояла не так остро, потому что авторитет учителя был чётко определён. Сегодня эта профессия является далеко не самой престижной. Какие специалисты приходят на смену советским учителям? Владеют ли молодые педагоги методами общения с учениками и их родителями? Однако и сами родители частенько допускают некорректное общение с учителями. Надо соблюдать этику межличностных взаимоотношений, учитывая возрастные особенности сторон. Не стоит родителям оправдывать поведение своего ребенка в школе, не разобравшись в конфликтной ситуации с педагогом конфиденциально. Иначе ребёнок перестанет реагировать на замечания, зная, что родители всегда найдут ему оправдание. Несправедливое наказание тоже чревато последствиями оно порождает чувство безысходности и, как следствие, неуверенности в себе. 

Родителям и учителям необходимо действовать совместно, выработав общую стратегию.

Выбор с детства

АиФ: – Как родителю общаться с ребёнком, чтобы тот его не только слышал, но и слушал?

Светлана Комова: Изначально надо строить отношения на равных, давать право выбора. Даже если ребёнку всего три года, следует спрашивать: как ты считаешь, что выбрать? Важно слышать, что говорит ребёнок и воспринимать его слова серьёзно. Уже в раннем детстве закладывается основа взаимоотношений, от которой зависит, будет ли ребёнок слушать родителей в подростковом возрасте.

АиФ: – У современных детей нет границ. Родители всё им разрешают…

Ирина Плотникова: Возможно, это происходит из-за того, что родители слишком много работают и мало времени могут посвятить детям, поэтому процесс воспитания носит поверхностный характер. В короткие минуты общения они разрешают ребёнку всё, что тот захочет, тем самым компенсируя своё отсутствие в его жизни. Недостаток родительского внимания в детстве приводит к проблемам во взрослой жизни детей. И это не только разрыв родственных связей детей с уже постаревшими родителями, но и одна из причин совершения противозаконных действий.

Защита или манипуляция?

АиФ: – Сегодня ведётся много споров вокруг ювенальной юстиции. Сможет ли эта модель работать в нашем обществе?

Ирина Плотникова: А почему нет? Основная задача ювенальной юстиции защитить ребёнка. У нас что - детей не убивают? Мама запросто даёт ребёнку подзатыльник в магазине, когда тот капризничает. Но кто виноват в том, что ребёнок не знает, как вести себя в общественном месте? Мама! Да, бывают редкие случаи, когда у ребёнка какие-то врожденные патологии, которые не позволяют сдерживать эмоции, но за это не наказывают. Чаще это огрехи воспитания. За что мама его бьёт? Он - ребёнок, ему пять лет, он не понимает, что у мамы нет денег, чтобы купить игрушку, потому что она не объяснила своему ребёнку, когда можно купить желаемую вещь, а когда нет. Ювенальная юстиция не даёт права давать этот подзатыльник. Но вопрос всё же спорный. Ведь дети могут воспользоваться своими правами, чтобы манипулировать мамой и папой. Если принимать такую модель защиты детей, то так, чтобы не были ущемлены права ни детей, ни их родителей. 

АиФ: – А какими принципами взаимодействия надо руководствоваться родителям, чтобы их дети нашли себя во взрослой жизни и были счастливы?

Ирина Плотникова: Эти принципы сложились в процессе развития общества. Ребёнок воспринимает мир в соответствии со своим индивидуальным развитием. Сначала он берёт игрушку в рот, потом ломает её, играет с ней, а потом начинает создавать. И не надо нарушать эту схему. Развитие должно быть природосообразным. Пятилетнему ребёнку нельзя преподавать высшую математику! Как в природе: волчица своих детёнышей сначала кормит молоком и не разрешает покидать логово, по мере взросления потомство выходит из убежища и пробует животную пищу, принесённую родителями, а потом волчонок самостоятельно пытается добыть еду и защитить себя. Человек часть природы, и если схема нарушается, то могут возникать проблемы. Маленький ребёнок ломает вещи в квартире, рисует на обоях. И запретить ему это то же самое, что не дать волчонку попробовать «живого» мяса. Как ребёнок будет знать, что нельзя, если он этого не пробовал? 

 

Смотрите также:



Оставить комментарий
Вход
Комментарии (1)
  1. Гражданин РФ
    |
    19:06
    13.12.2012
    0
    +
    -
    Раз уж Вы коснулись вопроса внедряемых элементов ювенальной юстиции и в частности закона о соцпатронате (проект одобрен в первом чтениив думе): Для нас такие новшества не нужны! По всей стане родители высказывают протесты и митингуют против этого закона о соцпатронате и внедрения ЮЮ в России! Однако Президент, правительство и дума ИГНОРИРУЮТ ВОЛЮ НАРОДА! Опыт внедрения ювенальной юстиции в западных странах ОТРИЦАТЕЛЬНЫЙ. Да это можно увидеть по совсем свежим примерам отъема детей у родителей без обоснования. А как Вам такое основание для отъема ребенка у родителей "удушающая родительская любовь" - по таким основаниям судьи отнимают детей во Франции - Ну не бред ли? И вот Вы по сути одобряете введение ЮЮ - у Вас своих детей нет и Вы не боитесь их потерять? Так коснутся может каждой семьи! Наше «родное» правительство во главе с президентом пропихивает законы из сферы ювенальной юстиции (в частности о соцпатронате), по которым без всякого повода и только по своему усмотрению органы опеки будут забирать детей из нормальных семей, а потом передавать их на усыновление в т.ч. и за границу всяким гомикам и ненормальным. Да при этом органы опеки сами себе составляют акты, им не нужны будут разрешения от госорганов на изъятия (сейчас оно опеке нужно) для изъятия ребенка из семьи — т.е. пришли захотели и забрали ребенка. И все это без какой либо ответственности для органа опеки и конкретных сотрудников опеки за разрушенную семью и жизнь изъятого ребенка! Кроме того в этом проекте закона полно непонятных (четко не описанных) терминов, которые каждый работник опеки будет трактовать как ему выгодно — вот уж какая благодатная почва для коррупции и взятничества. Кроме того с помощью этого закона можно будет «заказать» себе конкретного ребенка. Тогда опека придет, составит сама себе акт, отнимет ребенка и передаст заказчику за вознаграждение. Скажу еще, что совершеннейшая глупость и тупость составлять планы по эффективности работы опеки. Ведь будут искусственно подгонять семьи под находящиеся в опасном положении и затем отнимать детей. Этими законами наше правительство легализует работорговлю изъятыми из российских семей детьми. На фоне такого беспринципного проталкивания вышеназванного закона крайне цинично смотрятся слова Президента о том, что семья с тремя детьми должна стать нормой. Мы думали о втором ребенке, но подобные выверты чиновников показали нам, что не стоит этого делать!
Все комментарии Оставить свой комментарий

Самое интересное в регионах
Роскачество