aif.ru counter
42

О современной культуре, талантах и потребителях

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 5. АиФ-Липецк 30/01/2013

Липецк, 5 февраля – АиФ-Черноземье

Выбраться из пропасти

АиФ: – Игорь Аркадьевич, как-то вы сказали, что основная мысль одного из ваших спектаклей «Про рыбу, солнце и пасечника» состоит в том, чтобы показать энергетику человеческой воли, прорывающую рамки существующих обстоятельств. А в реальной жизни вам приходится «прорывать рамки»?

И.С.: – Практически постоянно. А иначе и быть не может, ведь мы занимаемся современной хореографией, что не типично для нашей страны в целом и для российских танцоров в частности, многие из которых предпочитают идти уже проторённым путём – так гораздо проще. Многие, но не мы. И если мы не выходим за «рамки», это означает одно – в коллективе начался застой, чего допускать ни в коем случае нельзя.

АиФ: – Поэтому вы и обратились к творчеству легендарного Виктора Цоя, сделав танцевальную постановку на его песни?

И.С.: –  Нам необходимо было раскрыть протестную тему, а Виктор Цой, как автор, оказался очень удобен. Он своей жизнью доказал, что можно существовать вне социума. И когда мы обратились к его творчеству, а это было три года назад, мне ещё казалось, что можно что-то изменить, и моё поколение, выросшее на этих песнях, осознав ту пропасть, в которую вверглась страна, попытается это сделать. Но даже Цой не поможет. Люди морально надломлены. Протестовать у россиян нет ни желания, ни сил. 

АиФ: – Но ведь вышли же люди на Болотную площадь, да и во многих других городах страны прошли митинги?

И.С.: –  И что толку? Протестовать нужно здесь и сейчас: на рабочем месте, в институте, в школе, во дворе. Против реальных людей, а не против абстрактного правительства. Протестовать против правительства легко, а ты попробуй разберись с конкретной ситуацией. Мне кажется, если каждый на месте что-то решит, то и решится всё в целом. А пока же ситуация такова, что мы по всем показателям находимся где-то далеко внизу. 

Всем на всё начхать…

АиФ: – А каков сегодня, по-вашему, уровень танцевальной культуры в России?

– Современная танцевальная культура в России (я не говорю об отдельных успешных педагогах) осталась где-то на уровне советской. По-прежнему массово развита классическая и народная подготовка, современной же хореографией серьёзно никто не занимается, её вообще не воспринимают как предмет искусства. Так что мы в этом смысле сильно отстаём от остального мира.

АиФ: – Может быть, мы просто не можем определиться с тем, что такое современный танец? 

И.С.: –  А что тут определяться? Всё уже давно известно. Есть конкретные техники, направления. Возьмём, к примеру, Китай – они очень просто создали современную хорео­графию. Государство выделило деньги на приглашение иностранных специалистов и обязало местных педагогов у них выучиться. И через каких-то пять лет китайские педагоги стали владеть этим искусством на высочайшем уровне. В Голландии пошли другим путём – капиталистическим. Но тоже это сделали. 

АиФ: – Почему же у нас не могут?

И.С.: –  Потому что у нас всем на всё, извините, начхать. Мы живём в диком капитализме, в котором настоящему искусству нет места. Если культура и существует, то только благодаря каким-то частным инициативам и закону инерции, когда родители уже по традиции, сложившейся со времён СССР, продолжают водить детей в кружки и секции. Слава богу, что это ещё есть. Советская система была очень мощная, её трудно разрушить окончательно. Но пройдёт ещё каких-то десять лет, и ничего не останется. Уже сейчас положение танцевального искусства в современной России, на мой взгляд, весьма плачевно, так же как и культуры в целом. 

Культ рубля

АиФ: – Современное искусство сегодня не всем понятно. Как думаете, почему? 

И.С.: –  Причина в том, что в современной культуре слишком много эпатажа. И за ним не всегда можно разглядеть серьёзные вещи, которые потом станут явлением эпохи. Ведь когда-то и классический танец был современным. Но я не согласен с определением современной культуры как элитарной. Да, что-то должно быть только для избранных, но определённые вещи должны быть интересны всем. 

АиФ: –  Почему же тогда ваша постановка по Владимиру Маяковскому не нашла отклик у массового зрителя?

И.С.: –  Это была попытка показать вселенские масштабы личности Маяковского. Однако даже сейчас его мало кто понимает. Он был футуристом по своему мировосприятию. Так, как воспринимал мир Маяковский, люди будут воспринимать его, наверное, спустя многие века. Он же о революции сказал как о весне человечества. Такое было у него видение, у людей сейчас другое – через потребление. Народ думает только о том, как бы купить подешевле, а продать подороже. Всем правят деньги. Но чем больше мы будем потреблять, тем больше будем деградировать в культурном плане.

АиФ: – Не хочется верить, что всё так плохо. Ведь говорят же, что у нас способная, талантливая молодёжь...

И.С.: –  Таланты, несомненно, есть. Но их упорно не замечают. Раньше было выстроена гениальная система, при которой каждый ребёнок за первые годы своей жизни посещал кружки и секции, а уже потом останавливался на чём-то одном, где имел больший успех. Сейчас эта система разрушена. Поиском и развитием талантов никто не занимается, кроме, пожалуй, родителей и редких энтузиастов.  

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)
Loading...

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах
Роскачество