Примерное время чтения: 6 минут
324

Что можно сделать для улучшения экологии Воронежа?

Воронеж, 5 февраля – АиФ-Черноземье

Слава экологичного города осталась в прошлом. Как оказалось, деревья мешают парковать машины, строить дороги, возводить дома... В итоге стараниями застройщиков с карты Воронежа стирается пригородный лес, уничтожаются «лёгкие города».

Так что может спасти нашу экологию? И что нас ждёт, если ничего не менять? Об этом мы говорим с Влади­славом Подольским, профессором ВГАСУ, советником Российской академии архитектуры и строительных наук.

Стоянки, развязки, метро…

АиФ: – Владислав Петрович, что можно сделать для улучшения экологии Воронежа?

В.П.: – Для этого нужны три вещи: автоматизированный паркинг, развязки и метро. За счёт этого сократятся выбросы вредных веществ в атмосферу из выхлопных труб автомобилей, исчезнут пробки, освободится пространство. Сейчас, как известно, машинами заставлены все дворы, включая детские площадки. 

Кстати, в этом году будут проектироваться две развязки: одна – на пересечении улиц 9 Января и Антонова-Овсеенко, вторая – на пересечении Антонова-Овсеенко с Задонским шоссе. А всего таких развязок надо около 20.

Метро – это тоже не воздушный замок, а уже насущная необходимость. Нужно по максимуму использовать имеющуюся инфраструктуру. Два с половиной километра метрополитена у нас фактически готово – это верхний ярус Северного моста. Он рассчитывался и строился специально для этих целей. Рядом с техническим университетом раньше был завод по ремонту трамваев – он может быть использован в качестве депо. Немаловажно расположить станции будущего метрополитена таким образом, чтобы к ним была обеспечена шаговая доступность – это 10 минут. Под этими станциями можно расположить стоянки, похожие на ту, которая имеется в «Галерее Чижова». С появлением в Воронеже метро автомобили можно будет использовать только для загородных поездок.

В зоне особой опасности

АиФ: – В последнее время в прессе бурно обсуждается строительство трассы М-4 «Дон», но нигде не затрагивается экологический аспект этой работы. Есть какие-то правила, которые защищают жителей населённых пунктов, расположенных вблизи автобанов?

В.П.: – Во всём мире дороги первой категории (к ним относится и М-4 «Дон») являются особо опасными - автомобильный транспорт при работе двигателей выбрасывает порядка 200 загрязняющих веществ. В нашей стране существуют нормативы, касающиеся пяти загрязнителей. К ним относятся угарный газ, углекислый газ, азотистые, углеродосодержащие и водородосодержащие соединения. Добавьте сюда транспортный шум. Всё это отрицательно влияет на организм человека. 

АиФ: – И как борются с загрязнителями?

В.П.: – Как защиту от транспортного шума, устанавливают поглощающие или отражающие экраны. Вместо них могут использоваться зелёные насаждения. Вблизи дорог строят здания складского типа и паркинги, а вот жилые зоны и зоны отдыха должны быть удалены. Если же дорогу прокладывают рядом с уже существующими домами, то планировать строительство нужно так, чтобы у дороги находились нежилые помещения, а спальные районы располагались с противоположной стороны. В этом случае для жилых домов также предусмотрено тройное остекление и стеклопакеты. 

Для защиты от вредных веществ применяют зонирование дороги. Всё, что находится рядом с ней, делится на три зоны, и для каждой из них расписывается, что можно строить, что нельзя, и можно ли рядом жить вообще.

Сталинский план

АиФ: – Но это всё в идеале. А на деле те же зелёные насаждения в жилых районах близ автобанов часто уничтожаются, хотя они, как вы заметили, защищают от шума...

В.П.: – И не только. Они не дают рассеиваться вредным выбросам. Создание лесопосадок предусматривал ещё сталинский план преобразования природы. Его суть заключалась в ограждении полей лесополосами. За счёт этого удлинялся срок таяния снега, талая вода постепенно питала почву, уменьшалась сила ветра и его иссушающее воздействие. Как следствие - увеличивалась урожайность. 

Кстати, автором этих мероприятий был учёный-поч-вовед и естествоиспытатель Василий Докучаев. Он заявил, что на воронежских чернозёмах можно ежегодно в течение 500 лет получать по 60 центнеров пшеницы с гектара. И НИИ сельского хозяйства, применив те же лесонасаждения в Каменной степи – самом засушливом месте Воронежской области, – этот урожай получил. В этом НИИ выращивали даже рис. Но несколько лет назад им не дали смешную сумму, тысяч 20 или 50, для замены вентилей и оконной арматуры. В итоге пруд, который называют Докучаевским морем, сорвало. Последствия были плачевны.

АиФ: – А ещё у нас вдоль дорог росли плодовые сады… 

В.П.: – Такие сады назывались террасными, они использовались наряду с лесополосами. Если вы будете проезжать по дороге из Воронежа в Борисоглебск, то возле реки Савала сможете увидеть всё, что осталось от террасных садов. А ведь раньше они были в каждом селе и давали хорошие урожаи яблок и груш. Вместе с садами уничтожили и поля орошения, на которых выращивали арбузы и другие культуры. В какой-то момент высшее руководство решило, что арбузы у нас не родятся, хотя это не так – арбузы были прекрасные и вырастали весом до 12 кг. 

Потом начали распахивать поля до самого уреза воды и пасти скот по прибрежным зарослям. В результате родники заилились, и мы потеряли множество рек. Ещё осталисьСавала и Ворона, а вот Токай, Кулак, Тойда и Бук – нет. А ведь это были полноводные реки, на некоторых из них даже строили гидроэлектростанции.

АиФ: – Электростанции на малых реках? Звучит как фантастика…

В.П.: – Электростанция была на реке Токай у села Архангельское, но теперь этой ГЭС нет. Ещё через эту реку проходил добротный деревянный мост, но его спилили, ведь каждый год надо было взрывать лёд – река-то была судоходной. После уничтожения гидроэлектростанции прокопали плотину, потом её прорвало, а река заилилась. Подобные ситуации и с другими реками. 

В 60-е годы многие из них были по 50 метров в ширину, а сейчас их перешагнуть можно. Притоков вообще нет. Потом полностью изменился животный мир, фермы уничтожили. И сельское население убывает и убывает. Ощущение, что идёт генеральная зачистка территории. По-другому и не скажешь…

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах