Примерное время чтения: 8 минут
325

Руководство для провинциальных писателей: стоит ли искать признания?

Воронеж, 4 марта – АиФ-Черноземье

Всемирный день писателя не отмечен в календаре красным цветом. Большинство людей даже не знают, что он существует. В школах в этот день не проводятся открытые уроки или поэтические вечера: от подготовки мероприятий к 23 февраля учебные заведения в темпе вальса перешли к составлению праздничной программы к Международному женскому дню.

Между тем, День писателя в определенном кругу считается важным праздником. Без сомнения, все поняли, о каких людях идет речь: о самих писателях. Так, Катя Орлова, автор повести «Педовка», изданной в прошлом году, а также липецкий автор Роман Богословский, писатель и редактор глянцевого журнала, ответили нам на одни и те же вопросы, но совпадают ли мнения писателей разного пола и с разным опытом?

Единицы, которые двигают мир вперед

– Возможно ли небанально ответить на вопрос о роли писателя в жизни человечества?

фото: из личного архива

Екатерины Орловой

 Екатерина Орлова: – Не секрет, что во все времена литература воспитывала целые поколения. Просвещала, учила, оказывала влияние на формирования взглядов и ценностей. Поэтому тот, кто хочет стать не просто писателем, а хорошим писателем, должен понимать, насколько сложна его миссия. В противном случае его книгам суждено стать больничным, поездным, автобусным и туалетным чтивом.

Роман Богословский: – Дело в том, что человечество, каждый отдельный его представитель, сам определяет для себя роль писателя в своей жизни. В ХIХ-м веке светские барышни и дня не могли прожить без чтения возвышенных стихов, а интеллектуалы – без произведений Руссо или Аристотеля. Литература, чтение – это была часть повседневности. Сегодня писателей пускают в свою жизнь мало, раздраженно и с неохотой. И роль им отведена чисто утилитарная: прочитал бульварный томик, посмеялся или взгрустнул, забыл. Но все не так уж и плохо. Существуют (пусть и малочисленные) группы людей, которые именно живут литературой. Мир, погрязший в консьюмеризме, смотрит на них, как на сумасшедших, но это их мало волнует. В этой связи напомню – лишь единицы двигают мир вперед. Осмелюсь предположить, что этот как раз те единицы, в жизни которых роль литературы по-прежнему высока.

– Считаете ли вы, что писатель – это профессия, или это лишь хобби? Если это работа, то каковы характеристики писательства в этом отношении?

Е.О.: – Лично для меня – и то, и другое. Готова посвятить этому делу всю свою жизнь, ведь это не каприз, не мимолетное хобби, не опрометчивое решение. Это настоящая мечта, которой уже 13 лет: желание стать писателем родилось у меня в 7-летнем возрасте.

фото: из личного архива

Романа Богословского

 Р.Б.: – В 1933-м году по инициативе Максима Горького в СССР был создан литературный институт. Он есть и сейчас, правда, признан неэффективным. Именно этот институт являлся «кузницей писательских кадров», основная цель которых состояла в воспевании революции и советской власти. Так родился соцреализм – ячейка «профессиональных» писателей. Сегодня соцреализм мало интересен, несмотря на «профессиональность» его столпов. Многие же признанные и актуальные авторы не имели соответствующего образования. Конечно, писатель должен обладать необходимыми навыками, но, прежде всего, он должен быть писателем свыше, по рождению. А станет ли он зарабатывать деньги литературным трудом или нет – это дело второго порядка. И никаких характеристик здесь нет и не может быть. Ты пишешь, потому что не можешь не писать. Издают, платят? Хорошо. Нет – тоже хорошо.

Деятельность или психотерапия?

– Писатель пишет только для себя?

Е.О.: – Нет, конечно. Без читателей автор – никто. Если писатель говорит, что ему даром не нужно ничье мнение, и без аудитории он обойдется, то он либо лукавит, либо сильно заблуждается. Хотя, конечно, есть люди, которые просто изливают на бумаге свои чувства и страдания, а потом укладывают это в стол. Но это, наверное, не писательская деятельность, а простая психотерапия.

Р.Б.: – Писатель, который пишет не для себя, обречен на скорое забвение. Есть прекрасная формула – пишите о том, что очень сильно любите, либо о том, что очень хорошо знаете. В любом другом случае получится натужная и неинтересная конструкция из набора предложений. На создание произведения меня лично толкает внутренняя молния, вспышка. Я не знаю, откуда она приходит, куда потом уходит: это определенно вторжение из какого-то иного мира. А уже после этого произведение начинает разрастаться и структурироваться внутри меня. И если я сейчас же не сяду его реализовывать за письменным столом, то буду чувствовать себя очень плохо, видеть кошмарные сны. Зато, когда ты садишься писать, окружающий мир и собственные внутренние переживания сливаются в волшебное, непостижимое единство. Так и рождаются произведения.

– Можно ли научиться быть писателем? Как оттачивать свое мастерство?

Е.О.: – Да, причем не можно, а нужно. Конечно, есть гении от Бога, но для писателя важен не только природный дар. Нужно знать элементарные нормы родного языка. Много читать. Причем я советую читать не бездумно, а так, как это делали раньше: с карандашиком. Делать пометки на полях, подчеркивать наиболее интересные мысли. Так и произведение лучше поймешь, и сам научишься разбирать все фразы по полочкам.

Р.Б.: – Мастерство нужно оттачивать в любом случае, за что бы ты ни взялся. Если ты решил стать писателем, честно и упорно начал заниматься вопросами языка, построением фраз, шлифовкой предложений – это обязательно принесет положительный результат. Да, хорошим писателем без призвания ты не станешь, но, возможно, станешь хорошим критиком или журналистом, так как для этих профессий особого вдохновения не нужно, а нужно именно умение, то есть подключение ума, навыков, знаний. Поэтому – нет. Нельзя научить быть писателем. Настоящим, я имею в виду.

С высоты приобретенного опыта

– Достижения и потери за последнее время?

Е.О.: – Моя повесть «Педовки» была опубликована, и, конечно, я надеялась, что меня будут читать, что мной будут интересоваться. Могу сказать: надежды оправдались. Да, моя повесть не прогремела на весь Воронеж, но своих читателей нашла. На сегодняшний день мне этого достаточно. Также были и потери, весьма обидные. В городе меня на литературные встречи позвали многие школы, похвалили многие учителя и приняли многие школьники. В общем, все, кто только мог, но не моя родная школа. Там, где я отучилась 11 лет, сочинили красивую легенду о выпускнице, издавшей книгу «за бабло», и решили меня в стены учреждения не пускать. Ну что ж, и такое бывает.

Мой путь только начался, но определенный опыт я уже приобрела, поэтому мне есть, что сказать людям, мечтающим стать писателем. Много читать и писать, чтобы развивать навык – это само собой. Немаловажна дисциплина: если вы пишете по строчке раз в месяц, ничего хорошего из этого не выйдет. Будьте реалистами: никто не обязан вас обожать и скупать ваши книги сотнями. На первом этапе вам скажут немало колких слов, и это естественно. Просто работайте и не обращайте внимания на собаку, что лает на караван. И верьте в себя: если у вас есть эти способности, значит, они не случайны. Удачи!

Р.Б.: – В самом начале 2013 года вышла моя дебютная книга «ТЕАТР МОРД». Сборник включает в себя скандальную повесть «Мешанина» и 10 разноплановых рассказов. «Мешанина» – это повесть о скрытой стороне литпроцесса в России. В главных героях можно без труда узнать пятерых известных писателей, чьи имена не сходили с телеэкранов и страниц газет в девяностых и нулевых. Я искренне надеюсь, что после прочтения сборника неравнодушный читатель захочет превратить окружающую действительность из театра морд снова в мир людей, и не просто захочет, а хоть что-то сделает для этого сам.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах