Примерное время чтения: 7 минут
113

До чего доведёт нашу школу реформа образования?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 11. АиФ-Черноземье 13/03/2013

Воронеж, 18 марта – АиФ-Черноземье

В самый разгар подготовки к конкурсу «Учитель года», мы встретились с Ольгой Картавцевой, председателем регионального отделения общественной организации «Всероссийское педагогическое собрание».

Страшно быть педагогом?

АиФ: – Ольга Анатольевна, почему молодёжь неохотно идёт в профессию учителя?

О.К.: – Учение – это дело трёх сторон: учителя, ученика и родителя. Последние 20 лет для педагогов были трудными: низкая зарплата, во многом бесправное положение в школе, бесконечные изменения в системе. Контингент, с которым работает сегодняшний учитель, стал очень сложным. Ученический и родительский эгоизм вырос в условиях так называемой демократии безразмерно, в то же время статус учителя в глазах учеников упал ниже плинтуса. Родители и ученики хорошо усвоили свои права, а вот про обязанности забыли. То же самое произошло и с рядом учителей. 

К счастью, среди молодых педагогов значительная доля – из учительских династий. Они понимают, что выбирают. И, зарядившись этой энергетикой, становятся истинными наставниками и остаются в школе.

АиФ: – Но ведь понять, подходит ли тебе эта профессия, можно лишь на практике?

О.К.: – Это так, но, к сожалению, практика в педуниверситетах резко сократилась, а в классических вузах её и вовсе нет. Человек даже не успевает почувствовать, что такое школа. 

Оптимизация не панацея

АиФ: – А как дела в сельских школах нашей области? 

О.К.: –  Оптимизация в районах, о которой сейчас так много говорят, – палка о двух концах. Для учителей – это плюс, потому что больше учеников – больше зарплата. Но с другой стороны, оптимизация вредит образованию, ведь она не проходит в один день, а проводится постепенно, и в переходный период качество образования падает. Кроме того, закрытие школ ведёт к вымиранию сёл. Школа – это и рабочие места, и культурный центр, и спорт. 

Другая проблема, проявившаяся из-за оптимизации, – школьный автобус. Он хорош тогда, когда ребёнку до остановки идти две минуты, а если путь протянулся на пять километров, то это просто небезопасно в наше время! Некоторые дети сегодня вообще не хотят ходить в школу. Когда я работала в школе, то сама приходила домой к одной ученице, будила её, поднимала и приводила в класс. Благо, до её дома пять минут ходу. Отправится ли сегодня учитель за ребёнком, если тот живёт в соседнем селе?..

Правительство видит выход из ситуации в дистанционном обучении, но мне кажется – это ошибка. Его можно проводить, когда человек мотивирован – не раньше, чем в 9-11 классе. Мы забываем, что школа – это не только передача знаний, но и воспитание, включение человека в жизнь.

Ещё одна проблема маленьких сельских школ – рост численности учителей-многостаночников. Если в школе 70 учеников, она не может держать 30 педагогов, вот их и нагружают несколькими предметами. Рано или поздно это отразится на качестве образования.

АиФ: – А как на качестве образования отразилось введение ЕГЭ и ФГОСов? 

О.К.: – Я всегда была противницей ЕГЭ. Плюсы, конечно, есть – это возможность получить образование в лучших вузах России, один экзамен вместо двух. Но теперь в старших классах основная работа – настраивание на ЕГЭ. Это страшная вещь, которая, по сути, превращает образование в технологию, – жёсткое следование правилам. Зачем? Если ребёнок будет готовиться к урокам, выполнять задания, ему не надо специально готовиться к ЕГЭ. Но родители этого не понимают. А многие учителя теряются под напором мам и начинают натаскивать учеников на ЕГЭ, забросив образовательный процесс в целом. 

С ЕГЭ связана и другая проблема: выбрав предметы, которые ученик будет сдавать, он перестаёт посещать другие уроки. А по новым стандартам, кстати, вообще будет введено шесть обязательных образовательных областей. Ученик изберёт профильную, а остальное изучит лишь как общий курс. Если он не выбрал русский язык, то будет изучать курс филологии, куда входят и русский язык, и литература. Но с тем количеством часов, которое на это даётся, он, возможно, не будет знать ни того, ни другого. Отсюда вопросы: каким будет аттестат, если одни предметы профильные, а другие нет? Как теперь сдавать ЕГЭ – в два уровня? Как разрабатывать систему преподавания?

Я бы вообще отменила школьные экзамены и ввела только вузовские. Причём на специальности, где требуется общение с людьми, сделала бы обязательным расширенное собеседование.

Кто виноват?

АиФ: – Недавний случай в Воронеже, когда учитель ударил двух учеников, взволновал общество. Как такие кадры попадают в школы? 

О.К.: – Я бы не стала априори обвинять учителя. То, что он сделал – правонарушение. Но нельзя судить человека, не разобравшись в ситуации. Мы же не знаем, какие действия учеников привели к такой реакции! Возможно, у педагога оставался единственный шанс остановить ученика. 

В школе бывает всякое. Вот и у меня был случай. Я очень рано стала директором - мне не было и 30. У меня училась девочка из очень неблагополучной семьи. Ей тогда исполнилось 15 лет – развитая, взрослая, но совершенно неуправляемая! Я преподавала в её классе историю. Когда она чувствовала, что на уроке ей сложно, то говорила мне: «Ольга Анатольевна, а можно я полы помою?». И прямо во время занятий мыла полы – не могла просто сидеть и слушать. Я допускала это, и у нас сложились доверительные отношения.

Однажды на перемене ко мне вбежал кто-то из ребят и сказал, что эта девочка избивает учительницу… Оказалось, что дежурный учитель не пропустил её без сменной обуви. Девочка сорвалась, закричала и, видимо, ударила учительницу, потому что дети кричали именно об этом. Я вбежала как раз в момент, когда у школьницы началась истерика. Я хотела её остановить, но она меня даже не заметила. Тут раздался звонок, но она продолжала истошно орать, и тогда я подняла руку и опустила на её лицо. От неожиданности она замолчала, вытаращила на меня глаза и убежала в туалет. Я за ней. Мы обе разревелись…

У меня до сих пор руки трясутся при воспоминании об этом случае. Но в той ситуации только так можно было остановить безобразие. Поэтому трудно безоговорочно осуждать учителя, не зная проблемы. Тем более что работать в школе сейчас действительно нелегко.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах