aif.ru counter
220

Нужно ли проверять диплом на плагиат?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 14. АиФ-Курск 05/04/2013

Курск, 6 апреля – АиФ-Черноземье

 «Высшая школа – это всего лишь один из общественных институтов. И она не может без изменения всего общества мгновенно коренным образом измениться к лучшему. Для этого надо поднимать общую культуру, престиж знания, авторитет образования. Да много ещё чего надо сделать, чтобы произошли перемены. А одними запретами, сокращениями, дополнительными обязательствами эту проблему не решить» – уверен Юрий Филиппов, декан филологического факультета КГУ, заведующий кафедрой теории и практики журналистской работы.

Учительская очередь

АиФ: – Юрий Леонидович, учителям наконец-то повысили зарплату. Выстроились ли очереди из абитуриентов, желающих поступить на эту специальность?

Ю.Ф.: –  Стоят! Как только учителям повысили зарплату, у нас на факультете конкурс на учительскую специальность зашкаливает. Традиционно у нас высокий конкурс на журналистику, где стабильно бывает 5-6 человек на одно место. И на учительскую специальность у нас в этом году оказался такой же конкурс. Заявление подали 84 человека. Проходной балл был выше, чем на журналистику. И это, учитывая тот факт, что 3 года назад конкурс на педагогическое образование практически отсутствовал. 

АиФ: – С повышением зарплат от учителей стали требовать больше различной отчётности. Идёт ли это на пользу педагогике?

Ю.Ф.: – Излишняя отчетность совсем не способствует повышению качества обучения. Я часто слышу от своих уже работающих выпускников: «Хочется делать самое обычное дело – учить детей, а не отчитываться перед всей массой проверяющих». К сожалению, в нашем современном обществе чиновников в несколько раз больше, чем это было когда-то в Советском Союзе. И для того, чтобы подтверждать свою нужность, каждый стремится обеспечить себя работой, выдумывая всё новые и новые формы отчетности. 

Без диплома

АиФ: – Теперь на очереди высшая школа. Получается, когда у нас преподаватели из вузов «побегут», им начнут повышать зарплату?

Ю.Ф.: – Задача повышения оплаты труда вузовских работников уже поставлена правительством, и начато её решение, во всяком случае, в нашем университете это ощутимо.

Вопрос в другом. Сейчас очень много говорят о сокращении количества вузов. Почему-то сочли, что у нас их много. Но образование никогда не бывает избыточным. Здесь мы почему-то не опираемся на опыт Запада, к которому нас время от времени отсылают. В Японии, например, давно уже говорят о всеобщем высшем образовании. Кроме того, считается, что у нас слишком много гуманитариев. С этим я тоже не согласен. На гуманитарных факультетах людей учат думать. Отдавать приоритет той же физкультуре в ущерб русскому языку, литературе – неправильно. Хорошо, конечно, иметь гармонически развитую личность, но для этого необходимо решить целый комплекс проблем: например, должны быть бесплатные спортивные залы, бассейны, футбольные поля и теннисные корты. А ещё качественное и правильное питание, хорошая экология. Невозможно решить проблему простым увеличением часов школьной физкультуры, что иногда делается за счёт сокращения уроков русского языка и литературы.

АиФ: – Одно из нововведений в вузах – система «Антиплагиат». Как вы относитесь к этому «фильтру»?

Ю.Ф.: – Антиплагиат – вещь хорошая. Но опять же, возвращаясь к системным проблемам: когда это стало повсеместным явлением, бороться с этим достаточно сложно. Вот сейчас мы все дипломные работы должны проверять на плагиат и вывешивать их в Интернете. Это здорово! Однако изменить ситуацию мгновенно невозможно. Когда-то выпускную квалификационную работу писали лишь единицы. Теперь её пишут все. Для того, чтобы её проверить на плагиат нужно время. А признаем мы, что значительная часть диплома выпускника – плагиат. На исправление работы и доведение её до ума тоже необходимо время. И что мы должны делать? Отчислять студентов? Это самый простой, но не самый продуктивный путь. 

АиФ: – И есть ли решение у данной проблемы?

Ю.Ф.: – Есть. Разрешить писать дипломную работу только желающим. Остальные пусть сдают государственный экзамен. 

Учёба не в моде

АиФ: – Одно из новшеств нового закона об образовании – внедрение в процесс обучения новых технологий: дистанционное обучение, интерактивные доски и т. п. Сделает ли это наших детей умнее?

Ю.Ф.: – Я «за» дистанционное образование. Но оно, наверное, и не подразумевает отсутствия учителя в классе. Опыт всей педагогики показывает, что самое лучшая форма обучения – это непосредственное общение учителя и ученика. Есть проверенные формы обучения, хорошо зарекомендовавшие себя. Иногда наша школа бывает излишне подвержена модным течениям и веяниям. Что-то потом бесследно исчезает, что-то остается. Я, например, скептически отношусь к электронному дневнику в школе. Это модная вещь, что называется, в современном тренде. Но у меня большие сомнения в его функциональной значимости. Если учитель является для ученика авторитетом, то вполне достаточно и обычного дневника, а может, и его не надо. Если родитель ответственен за своего ребёнка, то и ему тоже не нужен этот дневник. Он и позвонит учителю, и в школу придёт... А если ему всё равно, никакие электронные технологии не помогут.

АиФ: – Среди учителей есть такое мнение, что скоро литературы как предмета не будет…

Ю.Ф.: – Это, наверное, основывается на сегодняшнем отношении к гуманитарному образованию. Современная жизнь показывает, что литература сейчас совсем не обязательна для того, чтобы быть успешным, если успех измерять количеством денег. Человек, который знает и любит литературу, напротив, редко становится состоятельным. Потому что литература учит вещам, к сожалению, редко востребованным в современном обществе: совести, состраданию, нравственности, милосердию и т. п. Поэтому современному обществу литература не очень-то и нужна. Но вопрос в другом: будет ли живо такое общество? Примеров в истории достаточно.

 

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах