Примерное время чтения: 6 минут
175

Галерея имени Дейнеки: каким должно быть новое здание

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 27. АиФ-Курск 03/07/2013

Курск, 8 июля – АиФ-Черноземье. 

«Люблю Гоголя»

И.П.: –  Если ставить счастье галереи в зависимость от хорошего современного здания, то говорить тут не о чем: стоит вообще покинуть учреждение и ничего в нём не делать. Но так как мы, к счастью, реалисты, мы активно действуем в тех границах, рамках, которые существуют на сегодняшний день. Я человек культуры. Я без неё не могу. Но есть и другие люди, которые говорят: «Я не ходил в музей, в галерею, и не буду». Я не понимаю, чем здесь можно гордиться. Но и не осуждаю. Просто ошибочно это продвигать как принцип. Давайте посмотрим вокруг: чем мы городимся? Город Петербург – культурная столица. Но строилась она с большим напряжением: кто-то страдал, был обделён. А сейчас в каком состоянии мы находимся? Я не знаю, до какой степени надо развивать потребительство, забывая о культуре. В 90-е годы у меня была идея – изменить название остановки, рядом с которой находится наш выставочный зал. Чтобы она называлась не просто «Улица Гоголя», а добавить к этому и название галереи. Вот я пришёл в кабинет чиновника, изложил свою идею, а мне ответили: «Люблю Гоголя». И дали понять, что никаких переименований не будет. Он, наверное, и Гоголя не любит и не читал: невозможно любить Гоголя и вот так себя вести. Впоследствии остановку всё-таки переименовали.

АиФ: – Скоро эта остановка также не будет отражать определённого смысла. Ведь новое здание разместится в другом месте. Его конкретный проект уже готов?

И.П.: – Есть очень общий проект. Для того чтобы его приблизить к стадии осуществления, необходимо понимать, на каком участке будет производиться строительство галереи. Общее понимание этой ситуации существует – это участок полугоры. Но сейчас там идут археологические раскопки, и в ходе этих раскопок были обнаружены существенные для истории артефакты, которые не могут быть аннулированы. Они должны быть сохранены. Следовательно, потребуется некоторая корректировка плана здания – то ли краеведческого музея, то ли картинной галереи – пока непонятно. Но когда завершатся раскопки, мы приблизимся к осуществлению проекта.

«Ориентируемся на Дейнеку»

АиФ: – Вы каким бы хотели видеть это здание?

И.П.: – Мне, наверное, проще будет сказать, каким бы я не хотел его видеть. Я не хотел бы его видеть «розовым замком» в каком-нибудь древнерусском или средневековом стиле. По-моему, это какие-то детские игры. Мы не должны пытаться имитировать какую-то древнерусскую деревянную крепость. Когда мы движемся по городу, мы видим всюду девизы: «Курск – город будущего». Надо понимать, что мы живём в XXI веке, и что следует уметь сочетать современное строительство с уже существующей средой. Без противопоставления, но и без имитации. Вернуться в прошлое невозможно. Мы можем говорить о различных стилистических предпочтениях, но мы живём в другое время, поэтому воспроизвести стили прошлого принципиально не можем. Мы можем попытаться их имитировать, но в результате, как показывает опыт, получается нечто пошлое. Я против этого. Так что эти здания могут быть каких-то простых форм. Вот недавно я был в Ханты-Мансийске. Там есть дом-галерея известного местного художника Геннадия Райшева. Очень интересный архитектурный проект, который сочетает в себе и какие-то кубические формы, и в то же время протяжённые искривлённые плоскости, напоминающие раздувшиеся паруса, всё это украшено мозаикой. Это здание выделяется среди других. Можно вспоминать какие-то зарубежные художественные музеи, довольно лаконичные внешне и однако же выразительные. Я не ссылаюсь на Москву и Санкт-Петербург потому, что я не могу припомнить художественных музеев, расположенных в зданиях, которые бы были построены в последнее время. Здесь музеи занимают старые здания, ранее служившие, главным образом, для других целей.

При этом здания краеведческого музея и галереи не должны быть близнецами. Всё-таки в крае­ведческом музее совсем другая коллекция и, следовательно, свои предпочтения. Мы же, несмотря на нашу обширную коллекцию, ориентируемся на Александра Дейнеку. Достаточно посмотреть его живопись, чтобы понять, что необходимо галерее. Какой-то лубочный или колхозный стиль здесь не подходит.

Курск без Гуггенхайма

АиФ: – Были варианты, которые вызвали возмущение части общественности: здания в виде усечённого конуса… Как вам эти проекты?

И.П.: – Я к этому нормально относился. Эти конусы повторяли в общих чертах музей современного искусства Гуггенхайма. Эта архитектурная форма апробирована, она узнаваема. Все, кому я показывал этот проект в Москве или Санкт-Петербурге, узнавали в нём музей Гуггенхайма. Вроде бы повтор – это плохо. Но в данном случае это было бы выигрышно. Мы живём в мире тиражных продуктов. Чем больше тираж, тем продукт кажется лучше. Если бы в Курске появились такие здания, я вас уверяю, сюда бы стали ездить туристы смотреть «курский гуггенхайм». А что ещё нужно городу? Нам надо привлекать людей. А это могло стать одним из культурных брендов Курска.

Но сейчас уже существует другой проект, над которым работают. В принципе, он немного вторит административным зданиям, расположенным на Красной площади. Был ведь конкурс, который проводил «Курскгражданпроект». И тот проект, который занял третье место, выбрали основным. Может быть, я в чём-то ошибаюсь.

Мы входили в состав жюри этого конкурса, но наряду со многими другими. То есть могли высказать своё мнение, но решающей, окончательной роли оно не играло. Мне как директору важна внутренняя планировка галереи и соответствие режимов помещения критериям современного художественного музея. Вот за это я отвечаю, а не за архитектурно-художественную форму.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах