Примерное время чтения: 10 минут
660

Что принесет новый учебный год школярам, детсадовцам, преподавателям и студентам?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 35. АиФ-Черноземье 28/08/2013

В очередь с пелёнок

В детсадах, как считают чиновники, проблемы две: нехватка мест и низкая зарплата воспитателей. Очереди обещают ликвидировать уже к 2016 году – только в этом году в регионе появится около 6 тысяч новых мест.

– Ребёнку всего три месяца, а уже надо думать, куда его пристроить, – сетует Светлана Годовникова, жительница Воронежа. – «Бывалые» мамы советуют записываться в детсад сейчас, иначе туда просто не попадёшь.

В законе об образовании основные требования предъявляются к уровню компетенции педагога. В 2014 году все детсады получат средства на повышение квалификации воспитателей. Власти также планируют «подтянуть» зарплату воспитателя к уровню зарплаты учителя. С 1 января 2014 года финансирование оплаты труда переходит на региональный уровень, а муниципалитет берёт на себя остальные обязательства. Интересно, исчезнут ли благодаря этому поборы в детских садах?

– За ребёнка я плачу 750 рублей в месяц, – рассказывает Ирина Белова, жительница Воронежа. – Казалось бы, немного. Но с родителей регулярно собирают деньги на ремонт, постельное бельё, игрушки, мыло, чистящие средства для мытья посуды – всего и не упомнишь. И попробуй не сдай!

Вот и получается, что родители помогают детсадам добровольно-принудительно. Что же касается платы за ребёнка, то в текущем году она вырастет в среднем на 7%.

Все при форме

Множество нововведений закон принёс в школы. Во-первых, школьная форма отныне вводится повсеместно. Какой ей быть, должен решить управляющий совет.

– У нас в школе и раньше была форма, – вспоминает Елена Волгина, жительница Воронежа. – Но тогда мы решали, какую форму выбирать, на уровне класса. Теперь же нашего мнения никто не спрашивает. Поставили перед фактом – что где купить, и всё.

Между тем форма – удовольствие не из дешёвых. Так, комплект для первоклашки – юбка, брюки, жилетка и рубашка – стоит около 5 тысяч рублей. Есть ли альтернатива? Возможно, если у мамы имеется талант швеи. Но не забывайте, что форма у всех в классе, а то и в школе, должна быть одинаковой.

Кстати, хоть это и не прописано в новом законе, но в некоторых школах города появится и форма для педагогов: где-то жилетка, где-то косынка. Поговаривают, что и учителей в скором будущем могут нарядить в одинаковые юбки и блузки – чтобы ученики не отвлекались на обсуждение учительского наряда.

Другим новшеством, о котором говорили больше всего, станут платные уроки. Но пока платить придётся лишь за дополнительные занятия, которые не входят в образовательную программу школы. А если школа профильная, вас и вовсе ждёт бонус.

– Сын учится в гимназии в классе с физико-математическим уклоном, – рассказывает Маргарита Головко, жительница Воронежа. – Нам объявили, что с этого года начнутся дополнительные занятия по профилю. Совершенно бесплатно, чему мы были приятно удивлены.

А вот выбрать школу, в которой ты хочешь учиться, станет проблематичней. При поступлении приоритет отдаётся тем, кто прикреплён к школе по прописке. И только если останутся места, могут набирать «сторонних».

И о наболевшем – проблеме с учебниками. Закон здесь не влечёт изменений. Но во многих школах города учебники не выдаёт библиотека, их обязывают покупать родителей.

– Пока дочка не доучилась до пятого класса, все учебники мы покупали за свои деньги, – признаётся Наталья Ищук, жительница Воронежа. – Что интересно, когда по окончании учебного года я предложила сдать уже ненужные, но практически новые книги в школьную библиотеку – конечно, безвозмездно, мне вежливо сказали, что это лишнее.

Как пояснили в региональном департаменте образования, местным бюджетам предоставляются субвенции, за счёт которых рекомендовано в первую очередь приобрести бесплатные учебники для обучающихся из начальных классов. Книги из библиотеки выдаются сначала учащимся из малообеспеченных семей и социально незащищённых категорий, а потом уже всем остальным. А вот пожертвования в помощь школе добровольны, и их величину определяет ни кто иной, как сам родитель. Как на практике нарушается этот закон, известно многим.

Новая жизнь училищ

                                                                         
Кстати
По новому закону, принять решение о закрытии или реорганизации сельской школы можно только с согласия местных жителей. Раньше для реорганизации школы мнения жителей никто не спрашивал. К слову, в этом году в области было закрыто четыре школы.

До сих пор идут споры на тему ликвидации учреждений начального профессионального образования. Да, намеренно их никто не закрывал, но из-за сложностей с финансированием в 90-х и нулевых годах они сами собой стали исчезать.

Сегодня право вести начальное профобразование передано в любые другие ступени образования. Этим может заниматься и средняя школа, и колледж, и вуз, и организации переподготовки кадров, и даже индивидуальные предприниматели. Конечно, если предприниматели решат организовать образовательную программу, это будет действительно хороший проект, но, к сожалению, дело это затратное, и мало кто готов на него пойти. Прибыль от образовательных проектов минимальна, и позволить себе создавать таковые могут лишь крупнейшие компании.

Вузы тоже ждут перемены. Пресловутый мониторинг их эффективности, наделавший много шума в 2013 году и превративший Борисоглебский пединститут в филиал ВГУ, ждёт все вузы без исключения – и государственные, и частные. Результаты ЕГЭ будут действительны в течение пяти лет, а количество поступающих в вузы льготников уменьшится.

Остановятся ли реформаторы на этом? Вряд ли, ведь чиновники и депутаты полны новых идей.

Тамара Бирюкова, председатель областного комитета профсоюза работников народного образования и науки РФ:

– Заработная плата всех категорий работников образования за год выросла. Но усреднённые показатели, которые достойно выглядят в глазах широкой общественности, мало утешают учителей. Они достигаются за счёт переработок. Эта сверхинтенсивность труда отражается не только на его качестве, но и на здоровье учителя. Кроме того, сегодня учителя за огромный труд получают разные зарплаты: платят, исходя из средств региона, муниципалитета и самого учреждения.

Увеличение подушевых нормативов – единственный путь решения проблем школ. Эта проблема становится актуальной для всех: с 2014 года по подушевому принципу начнётся финансирование детских садов, а с 2015 – среднего профессионального образования. Система оплаты труда в области образования требует серьёзного анализа и принятия таких мер, чтобы наши педагоги на 100% были удовлетворены размером заработной платы.

Дмитрий Ендовицкий, ректор ВГУ, председатель совета ректоров Воронежской области:

– На днях закончилась непростая приёмная кампания. На неё повлияла и отрицательная демографическая ситуация, и принятие нового закона об образовании. В новом законе я бы выделил два момента: обязательный мониторинг эффективности деятельности вузов и реализацию сетевых образовательных программ.

В первом моменте основная проблема – востребованность выпускников. Да, мы работаем с центрами занятости, но мне кажется, что более эффективным будет взаимодействие вуза с бизнес-сообществом.

Во втором моменте необходимы три вектора взаимодействия: школ и вузов – иначе судьба и тех, и других плачевна, межвузовский контакт – если обучение конкретному предмету в каком-то вузе лучше, чем в том, где учится студент, он должен иметь возможность получить эти знания там. И, наконец, вуз – предприятие. Альтернативы этому нет, поэтому мы должны налаживать эту работу.

Кстати, средний уровень ЕГЭ в этом году очень высок – 75 баллов. Из всех поступивших в ВГУ этим летом 25% – из других субъектов РФ. Это хороший показатель, ведь образовательная миграция – важнейший фактор развития.

Олег Мосолов, руководитель департамента образования Воронежской области:

– В ближайшие несколько лет начнётся выравнивание образовательных возможностей школ-лидеров и школ, показывающих низкий результат. Наша основная задача – создание базовых условий во всех образовательных учреждениях региона. Это оснащение необходимым оборудованием – для учеников и учителей. Школы должны быть комфортными и доступными для всех.

В этом году в 34 учреждениях сделан капитальный ремонт, сдано 23 столовых, 48 автобусов. Огромное внимание уделяется развитию дистанционного обучения. В 140 школах уже используются эти технологии. В этом году в шести учреждениях уроки будут вестись дистанционно в режиме реального времени.

В Воронежской области работает 69 центров оценки качества образования, в минувшем учебном году двум школам было отказано в аккредитации полностью, а пяти – частично.

Ольга Картавцева, председатель регионального отделения Всероссийского педагогического собрания:

– Фактически все новации закона об образовании, который вступает в силу с 1 сентября 2013 года, были и в старом законе 1992 года – только в виде поправок. В новом законе официально закрепилось ЕГЭ, но плюс в том, что статья позволяет наравне с ЕГЭ иметь и другие формы аттестации. Возможно, введут и какую-то альтернативу ЕГЭ, а его сделают добровольным. Всё зависит от политики государства и удовлетворённости общества нововведениями.

Что касается платного образования, то по новому закону родители могут оплачивать дополнительные занятия сверх образовательного стандарта. Каждая школа имеет образовательную программу, в её разработке принимают участие не только педагоги, но дети с родителями. Если это обычная школа, то в образовательной программе содержится полный набор предметов, к которым мы привыкли – от физкультуры до информатики. Если это профильная школа, то там есть ещё и дополнительные часы по этому профилю – это тоже бесплатно. Но при этом учитель не имеет права требовать денег за дополнительные занятия, если ребёнок отстаёт на уроке. Учитель должен справляться с этой задачей совместно с родителями. Скорее всего родителям нужно просто правильно организовать работу ребёнка.

А вот если мамы-папы хотят, чтобы их детей учили, например, второму иностранному языку или танцам (сверх программы), они могут найти единомышленников среди других родителей и договориться о том, чтобы в школе организовали дополнительные занятия по этому предмету. Это уже платные услуги.

Кстати, впервые Закон запретил учителям заниматься репетиторством в рамках школы, со своими учениками в том числе, дал право родителям (лицам, их замещающим), совершеннолетним обучающимся (студентам, учащимся) обращаться в суд с иском о предоставлении некачественных образовательных услуг.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах