Примерное время чтения: 5 минут
115

Как заставить работников торговли соблюдать законы?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 37. АиФ-Черноземье 11/09/2013

 

Так, Елена уже дома обнаружила под декоративной подушкой нового дивана дефект в обивке. В магазине в ответ на претензии ей пришлось выслушать крики и оскорбления. В результате расстроенная женщина ушла ни с чем. А у Павла через месяц после покупки сломалась стиральная машина. Продавцы по телефону сказали, чтобы он вёз её к ним, и бросили трубку. Каким образом и за чей счёт пожилой человек должен доставлять тяжёлую технику в другой район города, никого не интересовало. Так что же делать, если возникли трудности в решении проблем с некачественным товаром?

Слабая сторона

Недавно специалисты из общественной организации «Центр защиты прав потребителя» заглянули в магазин на ул. Кольцовской, в котором продаётся дорогая женская одежда. После проверки документов и качества товара оказалось, что весь он контрафактный: платья сшиты неизвестно кем и неизвестно из чего, фасоны перекошенные, но при этом всё стоит тысячи рублей! В ответ на претензии владелец магазина возмутился: а почему вы пришли ко мне, у нас почти во всех торговых точках так… Тем не менее все магазины продолжают работать и никого не наказывают.

– Ситуация усугубляется несознательностью многих работников торговли, – считает Светлана Андреева, председатель Воронежской региональной общественной организации «Центр защиты прав потребителей». – Ни для кого не секрет, что когда вы намерены что-то купить, отношение к вам приветливое и доброжелательное. Но когда речь заходит о возврате товара или денег, тут-то многие землю готовы грызть, только бы не отдавать то, что уже осело в карманах. Зная, что он продаёт некачественный или контрафактный товар, торговец понимает, что надо возвращать всю партию, а ему это делать не хочется – либо возвращать некуда, либо очень проблематично.

И ответственности никто не боится, потому что из 100 человек разве что один будет отстаивать свои права. Хотя в условиях рынка, где один продаёт, а другой покупает, закон защищает в первую очередь покупателя – как слабую сторону.

Ситуацию изменить сложно, но можно. Была бы настойчивость самих покупателей. Здесь, в первую очередь, может помочь «Книга жалоб и предложений».

– Раньше жалобная книга в обязательном порядке велась во всех торговых заведениях и строго контролировалась органами власти, – продолжает Светлана Андреева. – Работники торговли охраняли её как зеницу ока. Если покупатель был недоволен, извинялись и устраняли все недостатки – лишь бы не было никакой записи. Бывало, доходило до подлога: в магазинах вели две книги – одну для покупателей, другую – для отчётности. Но можно с уверенностью сказать, что «Книга» была главным индикатором качества и культуры обслуживания в торговле.

Теперь всё изменилось. Книги жалоб и предложений по-прежнему висят в уголках потребителя, пишите, сколько хотите. Только на записи в них никто не реагирует. Неужели написанием жалоб теперь ничего не добиться? Чтобы побороть такое циничное отношение, стоит отстаивать свои права до конца: просите «Книгу жалоб и предложений», пишите в неё и в течение пяти дней требуйте ответа – по закону.

За чей счёт проверка?

Специалисты «Центра защиты прав потребителей» советуют покупателям не отступать. Бывает, что в ответ на претензии по качеству товара человек слышит: «У нас нет специалиста, отправляйтесь в сервисный центр». Это не правильно! Первичная проверка качества должна произойти тут же, в магазине, в присутствии покупателя.

Если торговцы не согласны с претензиями, нужно сделать экспертизу у специалистов. Покупатель должен написать письменное согласие на проведение проверки с пометкой о том, что он будет на ней присутствовать лично. За пять дней его должны известить и сказать, куда и в какое время ему явиться со своей вещью, если она лёгкая, или к нему придут домой, если она тяжёлая.

Если товар вышел из строя по вине покупателя, то его не отдадут хозяину, пока тот не оплатит экспертизу. Однако если покупатель не согласен с результатами анализа, закон предоставляет ему право на повторную экспертизу, которую лучше сделать по суду. Суд определит, какую экспертизу следует провести, сам поставит вопросы эксперту и возьмёт за основу его решение. Оплачивать повторную проверку будет виновная сторона.

Кстати, если продавец был неправ и изрядно помотал нервы покупателю, можно подать иск ещё и на компенсацию морального ущерба. 

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах