Примерное время чтения: 7 минут
820

Пробки в Белгороде – можно ли с ними бороться?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 37. АиФ-Белгород 11/09/2013

Час пик, когда не пикнешь        

Для справки

В августе 2013 года Белгородская область заняла четвёртое место в общероссийском рейтинге по приросту обеспеченности автомобилями – за год этот показатель в регионе вырос на 14,6 %. Лидерами рейтинга, как и в 2012 году, стали Дальневосточный (326 автомобилей на 1 тыс. человек) и Северо-Западный федеральные округа (280 автомобилей на 1 тыс. человек).

Что касается количества автомобилей на душу населения в отдельных областях ЦФО, то в прошлом году максимальный показатель был у Калужской области – 347 авто на 1 тыс. человек, в нынешнем году– у Московской области (323 авто на 1 тыс. жителей). В Белгородской области на 1 тыс. населения приходится 292 машины. Тренд к увеличению автопарка во многом обусловлен растущим уровнем доходов населения и позитивными потребительскими настроениями.

Чтобы утром добраться с белгородских окраин – всех без исключения! – до центра города, надо потратить как минимум час времени, а то и больше. Наиболее плотный поток автомобилей – в промежуток с 7 до 9 утром и с 17 до 19 часов вечером: в это время люди, живущие в спальных районах и коттеджных посёлках, едут в центр города на работу, а вечером возвращаются домой. Пробки в это время просто фантастические: стоит вся «Богданка» – проспект Б. Хмельницкого, стоит вся улица Щорса, еле двигается путепровод на Ватутина, объездная магистраль с выездом на микрорайон «Спутник», Михайловское шоссе. Да, в Белгороде стало меньше кольцевых развязок – на самых «пробочных» поставили светофоры, но ситуацию это не очень-то облегчило, поскольку специалисты-градостроители не раз и не два твердили, что в Белгороде нужно в корне менять саму дорожную структуру, строить двухуровневые развязки, иначе с каждым годом будет только хуже. Поскольку город растёт, и количество машин в нём растёт точно так же. Но на двухуровневые развязки, так же как и на другие транспортные проекты мэрии, такие как фуникулёр, например, от вокзала до рынка «Южный», или на монорельсовую дорогу из центра в «Сосновку», нужны средства, а их у мэрии нет.

«Кольца» постепенно стали просто бедой Белгорода: они очень аварийны, поскольку не все водители понимают, что преимущество движения имеет именно тот, кто едет по самому кольцу, а не тот, кто на него въезжает. Есть, например, кольцо на перекрёстке Калинина и Студенческой, где стоит пресловутый памятник каменотёсу – многие белгороцы называют его памятником автомастеру-рихтовщику, поскольку количество аварий на этой развязке превзошло все мыслимые пределы. Или «кольцо» на Сумской-Чичерина, где, если двигаться потом вверх по Чичерина, поставили светофор на въезде на овощной рынок – теперь это «кольцо» стоит в пробке круглосуточно.

Учитывая, что с сентября текущего года въезд большегрузов в центр Белгорода запрещён, все фуры теперь двигаются по объездным магистралям, так же создавая пробки и лишая возможности белгородцев, которые раньше могли без пробок доехать из центра на Харьковскую гору или от посёлка Северный до ж.-д. вокзала по новой кольцевой, и этой возможности.

Дольше горит «зелёный»

Чтобы хоть как-то разгрузить улицы, пошли на такую меру, как изменение режима работы светофоров на перекрёстках. С сентября на 60 светофорах в Белгороде «зелёный свет» стал гореть дольше.

Теперь в «часы пик» длительность работы разрешающих сигналов светофоров с учётом времени суток и дней недели увеличена. Так, например, фаза сигнала на перекрёстке центральных улиц Победы – Князя Трубецкого раньше могла быть не более 13 секунд, и это, безусловно, влияло на пропускную способность транспортных средств по проспекту Ватутина, особенно утром. Сейчас она достигает 28 секунд с 7:00 до 10:00 часов, в остальные периоды длительность составляет 18-20 секунд.

Подобный режим работы введён на 60 светофорных объектах областного центра. Изменения вызваны новыми программами координации автоматизированной системы управления дорожным движением в Белгороде (АСУД), для которых ещё в мае текущего года сотрудники ГИБДД совместно со специалистами провели мониторинг движения транспортных потоков на основных городских магистралях.

Для установки новой программы были приглашены специалисты из Омска. В настоящее время система АСУД в Белгороде сама справляется с транспортным потоком без вмешательства операторов. Специалисты отмечают заметное увеличение пропускной способности основных магистралей областного центра – проспекта Ватутина и проспекта Богдана Хмельницкого.

И всё же это мера такого же «регулирующего» характера, как и разрешение поворота на красный свет на четырёх основных перекрёстках Белгорода, кстати, по анализу экспертов, дающий свои небольшие плоды. В целом же проблему пробок знаками и светофорами не решишь. Не решишь её и перемещением из центра города на окраины и в новые микрорайоны чиновничьих и коммерческих структур, как предлагали некоторые радикально настроенные местные блогеры. Будущее, как ни крути, за масштабными реконструкциями дорожной сети, подобными тем, которые ведутся сейчас в Москве.

Мнение власти

Сергей Боженов мэр Белгорода:

– Большие пробки на въезде в Белгород по утрам и на выезде из города по вечерам связаны с агломерационной структурой города, сформировавшейся в последнее время. Жители коттеджных посёлков имеют по несколько авто на семью, работают в Белгороде, а живут за городом. Всё, что можно было расширить в городе, уже расширили, а двухуровневые развязки и туннели, необходимые для решения дорожной проблемы, слишком дорогостоящие. Выход – провести ветки с реверсивным движением на основных выездах из Белгорода. О реверсивном движении я говорю с гаишниками в течение двух лет. Надеюсь, что этот вопрос решим. Такую схему уже поддержал и губернатор Евгений Савченко. Утром можно включать по главной магистрали города одну полосу из города и три – в город. А вечером можно этот момент менять в обратном порядке. Первую ветку проведём уже в следующем году.

Мнение эксперта

Заместитель начальника отдела надзора управления ГИБДД УМВД России по Белгородской области Александр Звягинцев:

– Решать проблему пробок в Белгороде необходимо комплексно. На перекрёстках с интенсивным движением надо строить двухуровневые транспортные развязки, а также корректировать режим работы светофоров с учётом интенсивности движения. Далее, необходим дублёр для проспекта Богдана Хмельницкого. Трудно сказать, осуществимо ли это на сегодняшний, день, но проблема пробок на главной магистрали Белгорода весьма актуальна, так как это единственная магистраль, по которой можно проехать из одного конца города в другой. Также сегодня возник серьёзный вопрос замены кольцевых развязок светофорами. Разгрузить улицы города может вынос за пределы городской черты офисных и деловых центров. Также при планировании строительства крупных торговых центров их следует сооружать за чертой города, а не в центре Немаловажным фактором является и малое число парковок в центре города. Необходимо строить как надземные, так и подземные автостоянки.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах