Примерное время чтения: 7 минут
1013

«Орел могли сравнять с землей». Как удалось сохранить облик города

Здание 1-й поликлиники, 1946 год.
Здание 1-й поликлиники, 1946 год. Creative commons

Из-за достаточно большого количества памятников архитектуры кажется, что Орел не сильно пострадал во время ВОВ. На самом же деле, город не подвергся масштабной послевоенной реконструкции лишь от безденежья, хотя очень сильно пострадал в ходе войны. Многие здания представляли собой пустые коробки, не было электричества и связи. Кто дал Орлу вторую жизнь и что изменилось в облике города с того времени, «АиФ-Черноземье» рассказал краевед, профессор, председатель орловского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, замдиректора Среднерусского института управления филиала РАНХИГС Виктор Ливцов.

Своими силами

Евгения Ладыгина, «АиФ-Черноземье»: Каким был Орел после 22 месяцев оккупации?

Виктор Ливцов: Когда город был сдан, в нем практически не было разрушений, так как бои велись на окраинах, о чем упоминает Гейнс Гудриан в своей книге «Записки солдата». Орел становился одним из важнейших плацдармов для фашистов. Поскольку в ходе военной операции по взятию Орла был риск полного разрушения города, по предложению маршала Баграмяна, который шел со стороны Болхова, город не стали брать «в лоб». Фашисты долго не хотели отступать. И если бы не был скорректированный план наступления, Орел просто бы стерли с лица земли. Между тем, при отходе немцами были взорваны все мосты, не было связи и электричества, пострадало огромное количество зданий. Город представлял собой печальное зрелище: от домов остались одни бетонные коробки. 

Главный архитектор Борис Владимирович Антипов сразу после освобождения Орла сформировал всю градостроительную политику города. Определил, какие из разрушенных во время боевых действий зданий можно окончательно сравнять с землей, а какие необходимо восстановить.

Орел вошел в число 15 древних русских городов, подлежавших первоочередному восстановлению. Но как вспоминал сам Антипов, средств на это никто не дал. Пришлось решать все своими силами. В восстановлении города принимали участие как мирные жители, так и пленные немцы, в качестве подсобных рабочих. Старинные здания, такие как торговые ряды, банк, магистрат (сейчас - ТЮЗ), хотя и стояли в руинированном состоянии, но стены были целы. Одним из вариантов было разобрать строения, но исключительно из экономии этого не сделали.

Сегодня, когда мы видим замечательные сооружения, кажется, что город не был тронут во время войны. Но это только потому, что они не были полностью разрушены. Их состояние было очень тяжелым, но сложное положение с финансированием как раз и не позволило их разобрать. В силу этого казуса и сохранился исторический облик нашего города: остались нетронутыми планировка и основные архитектурные доминанты. Стояли целыми практически все церкви, но многие из них были без куполов, а некоторые выгорели. Их снесут позже, при Хрущеве: во время атеистической борьбы с религией.

Особенно пострадала новая застройка: здания, построенные в 1920-х годах, в первую очередь, жилые дома были полностью уничтожены и не подлежали восстановлению.

- Что же сохранилось из довоенной постройки?

- Из домов, которые и сейчас возвышаются над городом, с предвоенных времён сохранилось всего четыре ярких здания: дом, на котором водружали Красное знамя на площади Мира, клуб завода Текмаш, городской дворец культуры (сейчас – машиностроительный техникум, филиал ОГУ), кинотеатр «Родина». Все они располагаются на одной улице – Московской. Остальные постройки города были полностью уничтожены, поэтому у нас нет полного представления о предвоенной застройке.

- Как восстанавливали город?

- К восстановлению Орла после оккупации были привлечены довоенные архитекторы, в том числе автор двух названных сохранившихся предвоенных построек – Тодоров, пострадавший от репрессий, но как раз его дома выдержали и бомбежку, и взрывы.

Целый ряд сооружений проектировался совместно с Ленинградским университетом при участии известнейшего архитектора – академика архитектуры Владимира Георгиевича Гельфрейха. С этого момента в Орле проявилась печать петербургской утонченности, в большей степени, чем это было до революции. Примером может служить восстановление улицы Гостиной. Она зеркально отображает саму себя и повторяет улицу зодчего Росси в Санкт-Петербурге.

Бывшее здание гостиницы «Берлин» (нынешнее здание Банковской школы) после войны было переоформлено с портиком и колоннадой. В результате чего оно стало хороша гармонировать с зданием ТЮЗа.

Таким образом, послевоенная перестройка города в бедности, трудностях, благодаря таланту орловских и петербургских архитекторов, приобрела новые, неизвестные до войны формы: более законченные и гармоничные.

Фото: Creative commons

Три композиции

- Что еще можно выделить в архитектурных решениях того времени?

- На месте бывшей Георгиевской церкви был построен кинотеатр «Победа» с колоннадами, в обе стороны от которых отходили единообразно оформленные жилые дома. Это стало второй после улицы Гостиной триумфальной композицией, увековечившей память о Великой Отечественной войне.

Третья и главная композиция должна была расположиться на главной площади города - площади Ленина, созданной после войны. Было решено во внутриквартальных пространствах построить большое здание Дома Советов, рядом с ним триумфальное здание главпочтамта с бронзовыми фигурами воинов и тружеников тыла. А с другой стороны возвести здание пединститута. Площадь должна была быть с эспланадой и ступенями уходить дальше к реке, а в центре нее по задумке мог появиться огромный обелиск.

Но вы видите сейчас, что эта задумка не была осуществлена. Вышло постановление Хрущева об излишествах в архитектуре, и проект не был реализован. Более того, полированным камнем Дом Советов отделали лишь около 20 лет назад. Хотя, по задумке, он изначально должен был им украшен. Есть даже легенда, что камень был уже завезен, но после издания хрущевского постановления спрятан в подвалах.

Между тем, мы можем судить о масштабности этого проекта по зданию главпочтамта. Вместо пединститута появилось здание барачного типа гостиницы «Русь». Обелиск построен не был, вместо него возвели здание драмтеатра, которое заперло площадь внутри себя самой.

Такие три триумфальные композиции свидетельствуют о восстановлении города после войны. Что-то было сделано, некоторые идеи остались лишь на бумаге. Но можно с уверенностью сказать, что благодаря усилиям архитекторов Орел получил вторую жизнь.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах