Примерное время чтения: 8 минут
1942

Субботники и хлысты. Какие религии процветали в Воронеже сотни лет назад

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 48. АиФ-Черноземье 28/11/2018
Васнецов А. М. Сжигание чучела Масленицы.
Васнецов А. М. Сжигание чучела Масленицы. Commons.wikimedia.org

Духовный поиск всегда был свойствен нашим землякам. Большинство, конечно, искало спасения на путях православия, но было и немало сторонников разнообразных культов, уходящих корнями в седую древность. 

В Сарайской епархии

Изначально жители воронежского края были язычниками, но с христианством они, вероятно, познакомились уже в первые века после его возникновения благодаря реке Дон – транспортной артерии, связывавшей наши места со средиземноморской цивилизацией. Самые древние кресты, найденные под Воронежем, относятся к IV веку – эпохе господства готов, которые были христианами-арианами.

Впрочем, закрепилось учение Христа на среднем Дону меньше тысячи лет назад – значительно позже крещения Руси князем Владимиром. Известно, что в 1261 году в столице Золотой Орды Сарае появилась православная епархия. А вскоре Сарайская епархия начала спорить с Рязанской за Червлёный Яр – земли от реки Воронеж до Хопра. Оба митрополита посылали туда своих священнослужителей и получали доходы. Можно сделать вывод о том, что в эпоху ордынского ига в этих местах уже была развита церковная жизнь.

«Воронежский край долго был зоной фронтира, границы Руси, а потому привлекал к себе разношёрстное и беспокойное население – военных, торговцев, разбойников, – говорит краевед Николай Сапелкин. – У разных группировок были свои представления о Боге. В XVIII веке в Воронеж прибыл прогрессивный и энергичный архиерей, ставший в будущем святым, – Тихон Задонский. Он стал практиковать выезды в приходы, знакомиться с местной религиозной жизнью. И оказалось, что глубокого христианского благочестия в нашем регионе не наблюдается. Здесь обнаружили духоборов, хлыстов, молокан, иудействующих, которых тоже посчитали сектами, отколовшимися от православия. Однако не исключено, что эти люди так верили издревле».

Святитель Тихон обнаружил в наших местах и пережитки древней языческой традиции прославления Солнца. Это открытие было сделано неожиданно. Прибыв в Воронеж, архиерей удивился: местные жители почти не обратили внимания на его приезд. Оказалось, что в тот день воронежцы широко отмечали праздник Ярилы.

Святой приложил немало сил для борьбы с такими верованиями, однако и сегодня здесь колядуют, празднуют Масленицу и День Ивана Купала. Теперь принято считать, что эти традиции уже не противоречат православию.

Соха да пятикнижие

Церковь начала давление и на оригинальные культы – прежде всего, на иудействующих, или субботников. Уж очень необычным явлением они были: простые русские крестьяне почему-то носили ветхозаветные имена – Авраам, Моисей, Исаак, делали обрезание, не ели свинину, игнорировали христианские праздники, зато чтили субботу. На Пурим, когда у православных христиан Великий Пост, иудействующие по еврейской традиции пили до тех пор, пока не начинали путать фразы «Да будет проклят Аман» и «Да будет благословен Мордехай».

С православными священниками-миссионерами субботники старались не спорить, отвечая коротко: «Наше дело – соха да пятикнижие». Среди иудействующих были распространены фамилии: Кожокины, Матвеевы, Бочарниковы, Шишлянниковы, Карповы, Борисовы и др. Часто они жили в одних сёлах с православными и, как ни удивительно, никаких трений при этом не возникало.

А вот государство действовало по-своему: иудействующих выселяли из сёл и деревень, ссылали в солдаты. В результате, они уходили всё дальше из наших мест: сначала в Саратовскую губернию, потом – в Астраханскую и, наконец, в Зауралье и Закавказье. Сегодня потомки воронежских субботников живут в Армении, Азербайджане, Грузии, Хакасии и Иркутской области.

Из Ильинки в Израиль

Репрессии прекратились только в конце 1905 года: после первой русской революции религиозным диссидентам позволили выйти из подполья. 90 жителей села Верхняя Тишанка сразу записали себя евреями, несмотря то, что были русскими. Всего же в Воронежской области этнографы насчитывают 29 сёл, где компактно жили субботники. Это Клёповка, Озерки, Козловка, Бирюч, Абрамовка, Новая Чигла, хутора Бочарников, Шишлянников и другие населённые пункты Таловского и Бутурлиновского района.

В советское время, когда ограничения были окончательно сняты, иудействующие основали два новых посёлка в Таловском районе – Ильинку и Высокий. Ильинки уже нет – все жители уехали в Израиль. В Высоком сегодня живёт около 800 человек, в селе есть синагога.

Интересно, что когда синагоги не было, домом молитвы по очереди становились дома недавно усопших. После смерти человека в его жилище приносили свиток торы. Собрания проходили там до тех пор, пока не появлялся новый покойник в другом доме.

Вопрос о том, считать ли воронежских субботников настоящими иудеями, долго не могли решить даже в Израиле. В конце концов сложилась практика считать их герами – иноверцами, принявшими иудаизм. Обрезание им проходить не нужно, а вот знание ветхозаветного закона раввины требуют. Впрочем, с этим у наших земляков проблем нет: в Израиле их считают очень религиозными. Даже появился особый термин: «ильинцы» – выходцы из Ильинки. Многие из них сделали хорошую карьеру в армии, политике и других сферах.

Откуда же появились субботники на воронежской земле? Учёные могут только строить догадки. Когда воронежские крестьяне могли попасть под влияние иудеев – неизвестно. Ещё в XIX веке появилась версия, что иудействующие – это потомки хазар, элита которых исповедовала иудаизм.

На одном «корабле»

В Воронежской губернии также часто встречались хлысты, или христоверы.

«В основе их вероучения было представление о том, что Дух Божий не ушёл вместе с вознёсшимся Христом, – рассказывает Николай Сапелкин. – Благодать Святого Духа может входить в человека – в зависимости от того, как ярко тот горит в вере».

Тот, в кого якобы входил Святой Дух, именовался «христом» и формировал вокруг себя общину – «корабль». Хлысты допускали, что на земле может быть сразу несколько христов. Разумеется, государство и официальная церковь жёстко преследовали тех, кто исповедовал такое учение.

О ранних лидерах христоверов сохранились только легенды. Одним из первых достоверно существовавших был Перфил Катасонов, который объединил все общины России. Катасонов был родом из-под Воронежа. В последние годы жизни, вернувшись с каторги, он жил в Борисоглебске.

После смерти Катасонова всех хлыстов страны возглавил уроженец села Красный Лог Каширского района Василий Мокшин. Он тоже жил в подполье и прошёл каторгу. А в 80-е годы XIX столетия преемником Мокшина стал ещё один воронежец Василий Лубков. Эпоху руководства каждого нового «христа» хлысты называли «веком». Василий Лубков стал вождём «XXI века» и называл себя «сыном вольного эфира».

Во главе каждого «корабля спасения» были «папаша» и «мамаша» – «христос» и «богородица». А в большой общине мог быть и «небесный кругозор» – все «евангелисты» и «апостолы». Особо уважаемый человек играл роль Иоанна Крестителя.

Религиозные собрания христоверов делились на два вида: «радения» и «мистерии». Во время радений хлысты громко топали, кружились и впадали в экстаз, испытывая восторг, переживая видения и слыша голоса. Мистерии были подобием театральных постановок на религиозные темы.

Бежавший с каторги Василий Лубков до 1905 года находился на нелегальном положении. При этом, по подсчётам историков, у него было 120 тыс. последователей по всей стране. После первой русской революции давление прекратилось, но христоверы по-прежнему чувствовали себя неуютно и начали уезжать в отдалённые концы империи, чаще всего – в Закавказье. А в 1912 году около 2 тыс. воронежских хлыстов забрались на другой конец света – в Уругвай, где основали город Сан-Хавьер. Их потомки живут там до сих пор.

В Воронежской губернии хлысты проживали в селе Ширяево под Калачом, сёлах Старая Хворостань, Аношкино нынешнего Лискинского района, том же селе Красный Лог и в городе Боброве.

«Не исключено, что этот культ – отголосок религиозной практики какого-либо древнего народа, проживавшего на территории нашего края», – предполагает краевед.

Однако история этого необычного явления почти завершилась. Сегодня большинство хлыстов стали пятидесятниками-харизматами, обнаружив у них схожие религиозные взгляды. В уругвайском Сан-Хавьере сохранилось здание для собраний. Пожилые сан-хавьерцы поют там религиозные гимны на русском языке, но никаких радений уже не устраивают.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах