Красивая форма, вежливая улыбка и полнейшая невозмутимость. Стюардессы нам кажутся чуть ли не небожителями. Впрочем, так и есть. Правда, всего 70 часов в месяц. Сколько времени стюардессы проводят в воздухе, могут ли знакомиться с пассажирами и бесплатно дать добавки к обеду на борту, «АиФ-Черноземье» спросил борпроводника-инструктора с 14-летним стажем Юлии Михеевой.
Вид сверху лучше
Ирина Евсюкова, «АиФ-Черноземье»: Сложно ли стать стюардессой? В чем особенности обучения на бортпроводника?
Юлия Михеева: Особых требований к специалистам нашей профессии нет. Главное - это отличное здоровье, коммуникабельность, знание английского языка, любовь к людям и небу. В нашей авиакомпании есть собственный учебный центр в подмосковном районе Домодедово – самый крупный в Восточной Европе. Здесь проходили обучение стюардессы со всей страны, в том числе и я.
Перед поступлением будущие специалисты проходят обязательную серьезную медицинскую комиссию, где их проверяют, годны ли они к такой сложной работе как физически, так и психологически. Кроме того, нужно быть готовым к тому, что придется изучить очень много дисциплин: авиационную безопасность, воздушное право, аварийно-спасательные работы, технологию и организацию обслуживания, конструкцию воздушного судна, английский язык и многое другое. Стюардесса должна уметь делать все: и первую помощь оказать, и роды принять, и знать, как действовать в различных ситуациях. И даже после того, как бортпроводник отработает все приобретенные навыки на специальных тренажерах, успешно сдаст все экзамены и его допустят к работе на борту, процесс обучения не закончится – мы учимся всегда, постоянно проходим переподготовку и подтверждаем свою квалификацию.
- Профессию стюардессы считают одной из самых романтичных и «красивых». Так ли это? Как удается хорошо выглядеть при таких нагрузках?
- Большинство профессий несут в себе романтику и красоту. Но возможность встречать рассвет на высоте более 10 километров есть не у каждого. Выглядеть на все 100% в любое время суток в ночном или раннем рейсе - задача, с которой должны справляться все стюардессы. Мы всегда находим время, чтобы обновить макияж или поправить прическу. Кроме того, у нас есть внутренний стандарт, в котором прописаны все нюансы, как мы должны выглядеть: обязательный неброский макияж, всегда ухоженные, собранные волосы, маникюр пастельных тонов и минимум украшений, а именно серьги-гвоздики из жемчуга, не больше одного кольца на руке, часы. Недопустимы, например, пирсинг и татуировки, браслеты, обувь из замши и каблук-шпилька. Мы, как лицо авиакомпании, всегда должны выглядеть хорошо.
Если говорить о профессиональных секретах красоты, то нашим пассажирам я бы посоветовала во время полета пить больше воды и пользоваться увлажняющими кремами – это позволит коже выглядеть такой же сияющей и здоровой, как до полета. А с усталостью после рейса помогают справиться прогулки на свежем воздухе или водные процедуры в бассейне.
- Сколько часов и дней в месяц приходится проводить в воздухе? Удается посмотреть другие страны?
- Лично я в воздухе себя чувствую намного комфортнее, чем на земле. Полеты занимают около 70 часов или 10 дней в месяц. В остальное время - около 5-7 дней, мы занимаемся «наземной работой» в офисе.
Да, конечно, удается не только посмотреть другие страны, но и лучше узнать свою родину. Например, в ожидании обратного рейса посетить озеро Байкал, расслабиться на горячих источниках недалеко от Тюмени или доехать до Дивногорья, что в Воронежской области. Если говорить про другие страны, то я особенно люблю командировки в Таиланд, куда можно слетать за солнцем и фруктами. В зимний период обожаю рейсы на горнолыжные курорты, так как сама являюсь любителем горных лыж.
- Есть ли у вас любимый аэропорт? Или тип самолета?
- Мой любимый аэропорт - Суванабуми в Бангкоке. Обожаю тайцев за их постоянные улыбки на лице и гостеприимство. Какого-то любимого типа самолета у меня нет – я в принципе очень люблю летать и обожаю свою работу. Но совсем скоро в парке нашей авиакомпании появятся новые Airbus A320neo, самые современные самолеты в своем классе – в России еще ни одна авиакомпания на них не летает. Надеюсь, что я буду одной из тех, кто будет работать на первых рейсах этого самолета.
Курить нельзя, кушать можно
- Какие места в самолете самые безопасные?
- Самолет - самый безопасный вид транспорта, и нет никакой разницы, где сидят пассажиры. Главное - соблюдать правила поведения на борту, слушать указания пилотов и бортпроводников, наслаждаться самим полетом – ведь это нечто удивительное!
- Почему на самом деле нельзя курить на борту?
- Курение запрещено в любом общественном месте, самолет не исключение. Разница лишь в том, что здесь ты находишься в небе, а не на земле. Именно поэтому в туалетных комнатах воздушного судна находятся детекторы дыма. Если кто-то пытается закурить, об этом сразу становится известно всему экипажу – раздается звуковой сигнал. Но на моей практике случаев курения на борту не было.
- Зачем нас просят выключать гаджеты? Правда ли опасно держать их включенными?
- Все звонки лучше сделать до посадки в самолет, так как в самолете вас попросят включить функцию «авиарежим». Эти просьбы в первую очередь связны с правилами безопасности: включенные гаджеты могут отвлечь ваше внимание, когда вы должны быть особенно сосредоточены – во время взлета и посадки. Так, надетые наушники могут помешать услышать важную информацию, например, сигнал «пристегните ремни», игры на планшете - отвлечь от бортпроводников, которые проводят аварийно-спасательный инструктаж. В остальное время гаджеты достаточно просто перевести в «режим полета», наслаждаясь музыкой или фильмами в течение всего рейса.
- Можно ли меняться местами на борту? Можно ли попросить поменять место, если вам не нравится сосед, например, пьяный мужчина, больная старушка или орущий ребенок? Как бесплатно «переехать» из эконом-класса в бизнес?
- Для нас очень важно, чтобы пассажиру было комфортно во время полета, и мы обязательно идем на уступки, если это не мешает другим и не противоречит правилам безопасности полетов. Поэтому, да, конечно, если в салоне есть свободные места, то мы разрешаем пересесть.
Однако пересадить пассажира из эконома в бизнес-класс или на места повышенной комфортности уже не в наших силах, поскольку эти вещи решаются при регистрации и покупке билетов. На борт самолета пассажиры поднимаются уже с посадочными талонами и занимают свои места. Это во многом обусловлено правилами безопасности: мы должны точно знать, кто где сидит, например, чтобы путешествующие самостоятельно дети не оставались без присмотра, или люди с ограниченными возможностями вовремя получили необходимую им помощь.
- Можно ли попросить дополнительную порцию еды, если не наелся?
- Да, конечно. В добавке мы не отказываем, если она есть в наличии. На борт загружают ровно такое количество порций, сколько пассажиров летит на этом рейсе, но часто бывает, что человек отказывается от приема пищи во время полета, так что для тех, кто хочет добавки, она почти всегда находится. Особенно часто питание остается во время ночных рейсов, когда многие пассажиры спят до самого прилета. Также у нас всегда можно попросить дополнительно стакан воды или сока, чая или кофе.
Селфи? Почему бы и нет!
- С какими дурацкими просьбами к вам обращаются пассажиры? Часто заигрывают?
- У наших пассажиров не бывает таких просьб - мы относимся с пониманием к любым вопросам и пожеланиям. Иногда, конечно, спрашивают, можно ли воспользоваться туалетом до взлета или просят оставить номер телефона, но такое случается очень редко.
- Согласитесь ли на селфи с пассажиром? Правда ли, что стюардессам запрещено знакомиться с пассажирами?
- Если у меня есть свободное время, и я не занята обслуживанием пассажиров, то, да, конечно! Могу дать даже автограф, если попросят.
Запрета на знакомство с пассажирами в нашей авиакомпании нет, но у нас есть правила корпоративной культуры, которых мы всегда придерживаемся. Бортпроводник всегда должен помнить, что он представляет авиакомпанию, является ее лицом и отвечает за ее имидж.
- Как относитесь к аплодисментам в конце полета?
- Аплодисменты поднимают настроение не только бортпроводникам, но и пилотам. Нам, как и всем, нравится получать благодарность – приятно знать, что пассажирам было комфортно во время полета, им все понравилось, и они ценят наш труд.