Примерное время чтения: 10 минут
1760

В храм на мотоцикле. Священник-байкер о Голливуде и пробегах по святыням

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 12. АиФ-Липецк 22/03/2017
Пересаживаясь на байк, отец Михаил снимает рясу, хотя крест всегда при нем.
Пересаживаясь на байк, отец Михаил снимает рясу, хотя крест всегда при нем. / Михаил Волжанский / Из личного архива

Настоятель храма, а в свободное время - увлечённый мотоциклист отец Михаил Волжанский рассказал «АиФ-Черноземье», чем ему не нравятся современные «мотофесты», зачем нужно петь русские песни и почему нельзя навязывать людям веру.

Опасное подражание

К увлечению отца Михаила другие священнослужители относятся с интересом.
К увлечению отца Михаила другие священнослужители относятся с интересом. Фото: Из личного архива

Досье
Михаил Волжанский, иерей, настоятель Никольского храма с. Верхний Студенец. Родился в г. Грязи в 1985 году в семье врачей. Окончил ЛГТУ, затем поступил в духовную семинарию. С 2009 года в сане священника.
Екатерина Деревяшкина, «АиФ-Черноземье»: Отец Михаил, люди, далёкие от мотокультуры, воспринимают байкеров как вечно пьющих, грубых, нечёсаных и немытых мужиков в чёрных кожаных одеждах на ревущих мотоциклах. И вдруг - вы. Прихожане не удивляются?

Михаил Волжанский: Может, только вначале удивлялись, а потом привыкли. А то, о чём вы говорите, это стереотип, навязанный нам Западом. Не секрет, что традиции мотодвижения и мотокультуры в основном позаимствованы оттуда. Первая байкерская тусовка была бандой на колесах, которая держала в страхе многие американские города. Затем Голливуд через кино распространил этот образ байкера-бандита по всему миру. А потом его подхватила наша молодёжь, которая пыталась быть похожей на своих заокеанских кумиров. Конечно же, не все такие. Многие мотоциклисты - хорошие ребята. Но и они, к сожалению, подвержены влиянию Запада. Что меня действительно беспокоит, так это то, что наши мотосообщества перенимают западный стиль жизни.

- Что вы имеете в виду?

- Посмотрите, как у нас проходят мотофестивали. Выпивка рекой, разврат, мордобой. Как-то я подходил к организаторам сего мероприятия и спрашивал: неужели без этого нельзя обойтись. На что получил ответ, что они по-другому «мотофест» не видят. Мы переняли с Запада всё самое худшее. Но самое страшное, что мы продолжаем это культивировать, смущая умы подрастающего поколения. Ведь на подобные фестивали многие мотоциклисты приезжают с женами, детьми, конечно, они пытаются, насколько возможно, отгородить их от всего плохого. Но дети знают, что это есть, и для них такой стиль жизни становится нормой. Хотя это не норма для традиционной русской культуры.

 - Но многие традиции, которые у нас существовали, были утрачены при «перезагрузке» общества в 90-е годы…

- Я думаю, это произошло раньше. Советская власть долгие годы насаждала свою культуру, и это в какой-то степени подорвало основы традиционной, связанной с православием и русским воинством. Но меня радует, что где-то это начинает возрождаться. Есть мотоклубы, которые пропагандируют исконно русские забавы - кулачные бои, перетягивание канатов, метание копий с мотоцикла, народные песни и танцы. Всё это связано с традициями казачества. Мне вообще кажется, казачья культура очень близка по духу мотоциклистам: мотоциклист - это тот же всадник, только на «железном» коне. Я считаю, в этом направлении и нужно развиваться. Хочется, чтобы и у нас в области появились клубы с традиционной русской идеологией.

Крест и два колеса

- Вы-то как сами сели на «железного» коня?

- Как и многие мальчишки, увлекался техникой, автомобилями. Даже поступать пошёл в политех на инженера транспорта. Но потом стал задумываться: чему я действительно хочу посвятить свою жизнь? Железкам? Вряд ли. Хотелось посвятить жизнь чему-то более важному, чтобы  приносить пользу людям. Так я стал ходить в храм, петь на клиросе, батюшка увидел моё рвение и благословил идти в священнослужители. Я поступил в духовную семинарию, и в 2009 году меня рукоположили в священника. А с мотоциклами как получилось - меня пригласили служить молебен по случаю открытия мотосезона. Там я познакомился с ребятами-байкерами: они показались мне людьми довольно неординарными, интересными, в то же время находящимися в поиске жизненного пути. Мы пообщались, пофотографировались, и моя мотоциклетная душа не выдержала (смеётся. - Ред.). На следующий год купил себе китайский мотоцикл. Правда, скорость он развивал не более 100 км в час. По дороге его обгоняли все, кому не лень. Но зато следующий - «Хонда» - был уже помощнее.

- Но всё-таки священник на байке - не совсем обычная картина. Как на это смотрит церковь?

- На организацию мотопробега я беру благословение у Владыки. Что касается моего увлечения, то осуждения со стороны священнослужителей я не встречал. Скорее, интерес. Некоторые батюшки подходят, спрашивают: отец Михаил, видели тебя, ты там весь в коже? Я улыбаюсь: да, было дело. Знаю, что в других регионах тоже есть священники-байкеры. Не вижу в этом ничего необычного. Мотоцикл - такое же транспортное средство. Кроме того, я же не езжу в рясе. Во-первых, это неудобно. А во-вторых, есть специальная экипировка: шлем, кожаная куртка и так далее. Хотя крест под одежду надеваю всегда.

- Как супруга относится к вашему увлечению?

- Матушка была сначала озадачена. Но потом я ей показал, как ездить на мотоцикле. Она сама попробовала, убедилась, что в этом нет ничего страшного: ты всё контролируешь. И после этого успокоилась.

- А вам составить компанию не захотела?

- Может, и захотела, но я был бы против. Дело не в том, что я в ней не уверен, я не уверен в наших дорогах и других участниках движения. Когда ты едешь на мотоцикле, ты должен быть максимально сконцентрирован - следить не только за дорогой, но и за теми, кто едет рядом. Думать за всех: за водителей авто, грузовиков, пешеходов. Наша беда в том, что многие сегодня думают только о себе. Это бич нашего общества - гордыня, непонимание и нежелание думать о других людях. И такое встречается повсеместно: в быту, в медицине, в образовании. Что же касается дорог, то есть ещё одна серьёзная проблема - это их плохое состояние. Я считаю, большинство аварий с мотоциклистами происходит именно по этой причине, а не потому, что водитель слишком сильно разогнался. Мотоцикл рассчитан на высокие скорости, и управлять им можно безопасно. Беда случается, когда он попадает в колею или яму. А сейчас их видите  сколько!

Никого не учу

С другими байкерами отец Михаил часто говорит о боге и церкви.
С другими байкерами отец Михаил часто говорит о боге и церкви. Фото: Из личного архива

- Вы как-то организовывали мотопробег по святым местам Задонска. А вообще вы говорите с мотоциклистами о вере?

- Я придерживаюсь такого правила: никого и никогда не учить без его воли. Бесполезно что-то навязывать, человек должен сам захотеть. Если меня спрашивают, я отвечаю. Иногда обращаются ко мне, когда нужно покрестить ребёнка  или что-то в этом роде.

- Кстати, как байкеры вас называют?

- По-разному. Кто - отец Михаил, кто - просто Миша. Я ко всем обращениям отношусь спокойно. Никаких рамок не выстраиваю.

- Но вы верите, что человек, поговорив с вами, придёт в храм?

- Дорога к храму у каждого своя. Я могу лишь надеяться, что общение со мной будет способствовать более глубокому пониманию христианства, а слова о вере не пройдут бесследно, и однажды люди оставят свои житейские дела и вспомнят о бессмертной душе. Вообще, я вижу у этих ребят большой потенциал. В них чувствуется особая энергетика, мощь, надо её  только направить в нужное русло.

- Скоро откроется очередной мотосезон. Наверное, вы уже строите планы?

- К сожалению, мне пришлось продать свой мотоцикл. Так что временно я не «в седле». Но с байкерами продолжаю общаться. И от планов своих не отказываюсь: когда-нибудь мне бы хотелось организовать дальние мотопробеги, например, к Троице-Сергиевой Лавре или на Куликово поле. Вообще, я считаю, мотодвижение в регионе нужно развивать - это ведь тоже одна из форм работы с молодёжью. Пусть лучше молодые ребята катаются на мотоциклах, общаются с близкими им по духу людьми, чем сидят дома у компьютеров или пьют пиво в подворотне. Если землю не возделывать, вырастет сорняк, а вот если прикладывать усилия, то может взойти и пшеница. Так же и здесь. Семя, посеянное в добрую почву, даст хорошие всходы.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах