Примерное время чтения: 7 минут
367

Рынок, а не базар: как учитывать особенности малых городов?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 49. АиФ-Тамбов 03/12/2014
Олег Алёшин / АиФ

Рынок в провинции – не просто место торговли огурцами, яблоками, творогом и варежками. это особый мир. Только здесь можно ощутить дух и колорит российской глубинки, понять, чем живёт простой народ.

Хозяйская рука

На одном из сайтов Кирсанова есть старая фотография 1961 года. На ней запечатлены одетые в шапки–ушанки и телогрейки люди, торгующие картофелем. Прилавков нет, видны лишь выставленные в унылый ряд мешки. Честно говоря, эта чёрно–белая картинка производит удручающее впечатление. Иногда мы восторгаемся советскими временами. Да, там было и много хорошего, но даже эта фотография свидетельствует, насколько тогда мы были далеки от цивилизованной торговли. Не было ни выбора, ни культуры обслуживания, ни сервиса.

Но недавно мне довелось побывать в том же месте, которое попало в объектив неизвестного фотографа, – на кирсановском рынке. Не знаю, возможно, о себе дало знать первое чуть восторженное впечатление, но прогулка по торговым рядам подняла настроение. Продавцы охотно откликались улыбками и прибаутками на безобидные шутки, выбор товара не хуже, чем в областном центре, всё довольно компактно, но самое главное – здесь чисто, всё отремонтировано, не возникает какого–то неприятного чувства упадка и неухоженности. Напротив, торговая площадь вымощена тротуарной плиткой, продавцы не разбрасывают вокруг себя пустые коробки и упаковочную бумагу, как это зачастую делают на других рынках. Словом, во всём видна хозяйская рука.

Кстати, руководит кирсановским рынком Владимир Похващёв. По его словам, в 2010 году филиал ООО «Аскон»

«Кирсановский городской рынок» взял в аренду это торговое предприятие. Общая площадь рынка – 5 тыс. кв. м. Штатных работников – 23 человека. Кроме открытых торговых мест, есть два больших павильона: один – для торговли мясом, другой – для молочных продуктов.

– Первое, с чего мы начали, так это провели зонирование торговых мест. Раньше вещами и продуктами торговали вперемежку, что нежелательно – как с точки зрения удобства для покупателей, так и санитарии. Затем привели в порядок саму торговую площадь и павильоны, которые были построены ещё в 60–е годы прошлого столетия. Понятно, что проводка, трубы и другие коммуникации пришли в негодность. Тем не менее, отремонтировали, что смогли, да и сегодня всё хозяйство содержим в рабочем состоянии, – говорит Владимир Вячеславович.

А требования санитарных служб весьма серьёзные. И это правильно. Ведь на рынке продаются непереработанные, то есть свежие товары. В этом и прелесть рынка! Но одновременно это налагает серьёзную ответственность на администрацию торгового предприятия. Поэтому здесь предусмотрены холодильники для хранения скоропортящихся продуктов, работает независимая ветеринарная служба, которая клеймит мясо и выдаёт разрешения на его продажу. Кроме того, предусмотрены разные услуги, в том числе рубщика...

Отдельно необходимо сказать о безопасности. Согласно федеральному закону № 255 рынок оборудован камерами видеонаблюдения – всего 11 шт. Охраняет рынок специализированное предприятие ООО «Викинг».

Всем под крышу

Но забот у Владимира Похващёва ещё очень много. Нужно думать, как реализовать всем известный федеральный закон о рынках (№ 271), который обязывает уличную торговлю перевести в капитальные строения. Более того, установил чёткие границы между сельскохозяйственными (специализированными) и универсальными рынками. Но со специализацией вопросов нет: кирсановский рынок, что логично для маленького провинциального городка, стал сельскохозяйственным (70% – торговля сельхозпродукцией, и 30% – торговля промышленными товарами).

Основная проблема – это перевод рынка «под крышу». Законодатели, к сожалению, не учли особенностей малых городов, где покупательская способность населения и финансовые возможности бизнеса несопоставимы с мегаполисами. Поэтому большинство рынков в небольших провинциальных городах до сегодняшнего дня не имеет капитальных зданий, строений или сооружений. Строительство крытых рынков в них – нерентабельно: минимальный товарооборот. О сверхприбылях здесь даже и не мечтают. А перевод рынков в капитальные здания – это уже многомиллионные инвестиции. Такие затраты не в состоянии взять на себя ни местные бюджеты, ни потенциальные инвесторы. При нынешних процентных ставках в кредитных организациях срок окупаемости проектов может растянуться на многие–многие годы. И неизвестно – окупится вообще проект или нет. Всё это может только подтолкнуть к закрытию розничных рынков в таких городах, как Кирсанов. И к чему это приведёт? Тут, как говорится, к гадалке не ходи. Свернётся микробизнес, увеличится безработица в городе, сократится и налогооблагаемая база. Одновременно нужно учитывать, что небогатый кирсановский потребитель всё же предпочитает не супермаркеты, а рынок. Здесь минимальная наценка на товар и возможность купить продукцию местных производителей. Таким образом, ФЗ № 271 не учитывает интересов как потребителей, так и местных сельхозпроизводителей, перед которыми сегодня закрыты двери в крупные торговые сети. Вольно или невольно, но этот закон лоббирует интересы сетевых компаний, создавая им более комфортные условия в торговле.

Взять и отменить

А между тем 1 января 2015 года – это «чёрная» дата для сельскохозяйственных рынков страны, то есть к этому времени основное требование закона должно быть выполнено. Будем надеяться, что с учётом изменившейся экономической ситуации в стране, всё же в Москве задумаются и перенесут сроки реализации этого закона. Но лучше всего для малых городов его и вовсе отменить.

Ведь, помимо денежной стороны вопроса, нужно учитывать и другие нюансы. Например, по требованиям пожарной безопасности расстояние между прилавками должно быть не менее восьми метров. При всём желании на небольшом кирсановском рынке выполнить эти технические задания проблематично.

– А переносить рынок в другое место – не выход. В городе нет иного подходящего места, но, главное, кирсановцы годами «протаптывали» сюда дорожки из разных концов города, для них поход на рынок если не праздник, то своеобразный «выход в люди». Поэтому и рынок традиционно в провинции располагается в центре города, – говорит Татьяна Похващева, супруга и помощник директора рынка.

Да, рынок для многих – это своеобразный клуб общения, здесь обсуждаются последние кирсановские новости, работает сарафанное радио, словом, чувствуется пульс жизни самого города.

Мы уже сказали о том, что рынок – это не просто торговая площадка, здесь находят применение своим рукам бизнесмены, которые не могут построить для себя отдельные палатки и сооружения для торговли. Так вот, администрация кирсановского рынка приглашает к себе предпринимателей реализовывать бизнес–идеи. Аренда торговых мест – минимальна. Например, стоимость одного торгового места в мясном или молочном павильоне – 330 руб. в день. При этом предоставляется всё необходимое для торговли. Для бабушек, торгующих укропом, луком, огурчиками, аренда – 15 руб. в день. И это заманчивое предложение для тамбовских бизнесменов, которым уже тесно в областном центре.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах