Примерное время чтения: 9 минут
372

«Лепота» и 10 тысяч. Об успешных детях и фильмах про Золушку

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 51. АиФ-Тамбов 17/12/2014

Сильный педагогический коллектив, комфортные условия и качество образования. Именно по таким критериям определяли лучшую школу Тамбовщины. В 2014 году это звание заслужил лицей № 29 г. Тамбова. Его директор Александр Мексичев – гость редакции «АиФ–Тамбов».

Внимание прессы

Ещё по телефонному разговору я поняла, что Александр Иванович – человек уверенный в себе, с сильной мужской харизмой и редким чувством юмора. На весёлой ноте и хотела начать наш диалог при встрече. Однако порядок моих вопросов был нарушен принципиально, уже в самом начале. Хотя сделал это опытный директор весьма тактично и даже дружелюбно:

– Вот читаю на днях одну известную, пользующуюся доверием у населения газету. Там рядовой тамбовчанин интересуется, куда идут средства, заработанные на платных услугах в школах. Ответ, дающийся ниже экспертом, сразу же вызывает у меня и моих коллег негодование. Мол, эти деньги, в первую очередь, директора могут потратить на премию себе любимым. А потом уже список так называемых «нужд» школы.

– Ну а почему бы и нет? Ведь это же внебюджетные средства, которыми школа вправе распоряжаться по своему усмотрению!

досье
Александр Мексичев. Родился в 1947 г. в Умётском районе Тамбовской области. Окончил Тамбовский педагогический институт (физмат). С 1972 года работает в школе № 29 г. Тамбова. С 1988 - в должности директора. Женат. Трое детей, четверо внуков.
– Абсурд! Представляете, какое мнение после этого официального заявления может сложиться у родителей? Создаётся имидж руководителя школы, который все заработанные учреждением деньги присваивает себе. Директор вообще не имеет права назначать себе зарплату, а тем более – премию. Зарплату, согласно эффективному контракту, нам платит учредитель – администрация города. И назначать квартальную премию за отдельные «подвиги» может комитет образования.

– Хорошо, с премией всё понятно! Ну а за победу–то свою что получили?

– (Улыбается.) – Грант 10 тыс. рублей и глубокое моральное удовлетворение. А ещё внимание прессы – вот с вами лично познакомился.

Шире, чем математика

– Думаю, что ваш лицей и без конкурса, негласно, всегда считался одним из сильнейших школ Тамбова. Уж слишком умные детки от вас выпускаются! Между тем, некоторые считают, что таким образом у ребят отнимают детство…

– Как говорится: «Учёба – это труд. И сделаем всё возможное, чтобы учиться было трудно». Это, конечно, шутка. Но нужно понимать, что человек не сможет чего–то добиться в жизни, если он не напрягался в детстве. На всё в молодости должно хватать времени. Можно, играючи, продлить своё детство до 17 лет и дальше, продолжая жить без всякой ответственности и обязательств. Но ведь так и вырастают «маменькины сынки».

Мы же просто приучаем детей к ежедневному учебному труду. Тогда и во взрослой жизни это станет для них естественным состоянием. А ещё – предоставляем возможности заниматься разными сферами деятельности, чтобы смогли развивать свой кругозор. Условно говоря, математика – это жизнь, но жизнь – не только в математике. Ушло то время, когда можно было получить одну профессию и проработать в ней всю жизнь.

– Да, нынешняя политика российского образования заточена на то, чтобы воспитывать конкурентоспособных детей, могущих выжить в этом быстро меняющемся мире. Вас–то не пугает, что потом они просто «пойдут по головам»?

– Если довести эту идею до абсурда, то можно пойти и по трупам. Сегодня в лозунге советских времён «Прежде думай о Родине, потом – о себе» несколько поменялся порядок слов. И сфера образования здесь – не исключение. Хотя я отношусь к этим вещам очень осторожно. Знаю немало примеров, когда в погоне за победой и успешностью люди считали себя «богами», а остальных – никем и ничем. Кстати, наша школа «переболела» этим ещё в 60–70–е годы. Ведь тогда мы считались единственной математической школой в Тамбове. Этот снобизм потихоньку изжили.

Да, сегодня с малых лет детям внушается, что нужно построить карьеру. По сути, это так и есть – если человек чего–то серьёзно добивается, то он не может быть бесполезен для общества. Но важно, чтобы ребёнок достигал успешности за счёт своих дарований, а не за счёт подавления окружения. А это уже во многом зависит от того, в какой семье он растёт и в какой школе учится.

– Как же тот поток информации, который поглощает подрастающее поколение за пределами школы и семьи?

– Безусловно, он вносит огромную ложку дёгтя в эту бочку мёда. Сейчас много «фальшивых» ориентиров для молодёжи. К примеру, смотрят юные барышни фильм о превращении Золушки в бизнес–леди и думают, как всё просто: удачно выйду замуж – и буду жить в «шоколаде». Или юноши – про бандитов, которые становятся потом депутатами. К сожалению, это – нерегулируемое извращённое понимание жизни, которое идёт мимо нас.

Кстати, встречаю немало семей, где дети понимают, что только их собственный труд может обеспечить будущее. Но немало и таких, кто считает: наймёт мой папа репетитора, и я сдам ЕГЭ без напряга.

Физруки на рынке?

– Интересно, как находите педагогов, чтобы держать марку сильнейшего лицея области?

– Случайные люди у нас не задерживаются – это как естественный отбор. Но искать новые педкадры сегодня – целая проблема. На сайте управления образования около 20 вакансий учителей по Тамбову. Когда–то мы могли с трудом представить себе такую ситуацию – всегда наш брат был в избытке.

Ещё одна проблема – качество подготовки. Такой практической базы, какую давали студентам пединститута раньше, теперь уже нет. Университетская программа предусматривает только глубокую теоретическую подготовку. Взять известный когда–то физмат. Сейчас на нём нет очников, которые готовятся для работы в школе, только одна группа заочников. Не хватает и преподавателей с опытом работы в школе, методистов–практиков. Примерно такая же картина и по другим институтам нынешнего ТГУ. Учителей физкультуры – и тех не хватает! А нагрузка по этому предмету выросла с двух часов в неделю до трёх. Помню, для себя нашли физруков с трудом. Согласно опросам, выпускники ТГУ не хотят идти работать в школу. Лишь единицы – при условии определённых зарплат.

Зато когда на Набережной проводился турнир города по пляжному волейболу, из 14 производственных коллективов победила команда Центрального рынка. Спрашивается: где они взяли такие спортивные кадры? Не из выпускников ли физкультурного факультета?

– Ну а ваши–то успешные выпускники–лицеисты возвращаются работать в родные пенаты?

– Сегодня шестнадцать специалистов, которые когда–то прошли нашу «мясорубку», работают в лицее. К сожалению, наши выпускники, получающие престижное образование в больших городах, редко возвращаются в Тамбов. Немало их и вовсе уезжает за границу. С одной стороны, нам приятно, что дали такой хороший старт детям, но с другой – обидно, ведь на смену им в Тамбов приезжают мигранты, для которых наша область – далеко не дом родной. И вряд ли они что–то захотят здесь благоустроить с чувством патриотизма.

– Александр Иванович, интересно узнать ваше отношение к современному Тамбову. Как ваш строгий математический ум оценивает красоту города?

– В целом я – патриот и люблю Тамбов. Объехав весь Центральный Федеральный округ, убедился, что нет ничего лучше этого города! Даже в Липецке, где денег невпроворот, не могут привести в порядок фасады административных зданий, убрать листву с улиц. По сравнению с ними, у нас «лепота»!

Но есть немало вещей, на которые не могу закрывать глаза. Это, конечно же, безвкусно–громоздкие, полупустующие торговые центры, которые никак не вписываются в общий облик города. В самых маленьких городишках так называемого «растлённого Запада» бургомистры, прежде чем снести какое–то здание и начать что–то строить, советуются с людьми. У нас же такого народовластия не чувствуется. А хотелось бы, чтобы эти важные вопросы согласовывали с простыми обывателями.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах