Примерное время чтения: 7 минут
248

Город классицизма: Тамбовещё не прошёл точку невозврата в архитектуре

В Тамбове состоялась конференция, посвящённая архитектуре и градостроительству города, а также сохранению историко–культурного наследия. Впервые за последние годы шёл серьёзный и принципиальный разговор на эту тему. Мы не могли не воспользоваться этим обстоятельством. В редакцию «АиФ–Тамбов» пригласили члена Большого методического совета по историко–культурному наследию Минкультуры РФ, аттестованного эксперта Минкультуры РФ Екатерину Шорбан.

Каждому шедевру – паспорт

‑ Екатерина Антоновна, вы уже несколько дней в Тамбове. Каковы впечатления от местной архитектуры?

‑ Прежде чем мы поговорим о проблемах сохранения исторического архитектурного наследия Тамбова, хочу кратко сказать о государственной программе Свода памятников, основанной в 1968 году. Её цель: выявление и паспортизация всех произведений архитектуры республик СССР – создание своеобразного «архива уходящей цивилизации». Важно, что Свод стал гораздо шире официальных списков памятников.

‑ Для чего это нужно?

досье
Екатерина Шорбан. Член Большого методического совета по историко-культурному наследию Минкультуры РФ, аттестованный эксперт Минкультуры РФ, член Союза архитекторов России. Архитектор, кандидат искусствоведения, доцент Московского архитектурного института (кафедра истории архитектуры и градостроительства), ведущий научный сотрудник Государственного института искусствознания.
‑ Паспортизация помогает восстановить частично разрушенный архитектурный памятник и, в крайнем случае, сохранить свидетельства о нём для потомков. Большинство церковных и усадебных зданий, построенных до 1917 года, в 1970–е – 80–е годы в Свод включались автоматически. Для этой работы Минкультуры РФ в области направлялись деньги целевым назначением. Правда, обследование осуществлялось неравномерно, во многих регионах – с большими пропусками. В архиве нашего института по Тамбовской области только пять тоненьких папок по двум районам. Для сравнения, в огромной Тверской области было выявлено около 70% старинных сооружений.

‑ Но этим должны заниматься специалисты, кроме того, требуется ещё и уйма времени.

‑ Да, есть определённые трудности. Например, в нашем институте сегодня всего 12 научных сотрудников, которые занимаются этой работой – начиная с экспедиционного обследования и заканчивая написанием текстов и изданием томов Свода (подробную информацию можно получить на сайте https://ruinaru.ru ). Понятно, что нам не под силу охватить всю страну. Подключать к паспортизации волонтёров, как это нередко делалось ранее, стало бессмысленно: с 2009 года изменили форму паспорта (он стал похож на бюрократический документ, а не  научный), да и стоимость работ возросла в несколько раз. Для бюджета вашей области это серьёзные деньги.

‑ Что делать?

‑ Выход всегда сеть. Нужно создавать народный банк данных по архитектурному наследию, а собирать материалы по схеме старого паспорта, фиксируя именно архитектурные особенности зданий. Главное – это детальная фотосъёмка, обмеры планов и описание жилого дома, усадьбы, храма... Даже полуразрушенные стены могут многое сказать. Для этой работы можно привлекать студентов архитектурного факультета, а в районах – школьников вместе с преподавателями. По своему опыту знаю, насколько это увлекательно. Натурное изучение и сбор сведений о том или ином историческом объекте по накалу страстей не уступают детективным историям. Но необходимо эту работу координировать. А это уже забота региональных властей.

Архитектура и психика

‑ Екатерина Антоновна, в Тамбове уже много разрушено интересных в архитектурном отношении памятников. Кажется, что уже и нечего сохранять.

‑ Нет, точка невозврата ещё не пройдена. В областном центре не только отдельные дома, но целые улицы уникальны. Их необходимо сохранить, если Тамбов серьёзно намерен думать о будущем, развивать туризм. В столицах многих соседних областей – в Липецке, Туле, Рязани – гораздо больше уничтожено. Города становятся неуютными и безликими. Не секрет, что горожане на интуитивном уровне ощущают, как архитектура влияет на психику. Не случайно многие хотят проживать в историческом центре города. Здесь иная энергетика, в отличие от так называемых спальных районов.

‑ Но нас чиновники уверяют, что в старинных домах жить некомфортно, даже опасно, там зачастую отсутствуют элементарные бытовые условия...

‑ Не думаю, что многие тамбовчане из центра хотели бы переселиться на окраину города. Но необходимо индивидуально подходить к каждому дому: изучить его состояние, историческую ценность и так далее. При необходимости владельцам нужно помочь отреставрировать фасад, отремонтировать инженерные коммуникации. Можно более внимательно изучить опыт других городов. Например, в Вологде сегодня пытаются спасти деревянные дома в центре города. Кстати, при правильной эксплуатации деревянные дома могут простоять несколько столетий. Существует и компромиссный подход, когда новые двухэтажные кирпичные дома обшивают деревом, чтобы сохранить стилистику, колорит, дух старинного города. Конечно, это не идеальный вариант, но всё же…

Неувядающий стиль

‑ Вы говорите, что в Тамбове сохранилось довольно много уникальных домов. Просматривается ли у нас единый стиль?

‑ Да, Тамбов – город классицизма. Нужно отдать должное – наместник – поэт Гавриил Державин – заложил город по всем канонам этого неувядающего стиля. Например, чётко регламентировалась высота зданий, фасады домов стали располагать по так называемым красным линиям. Город создавали по законам регулярного ансамбля. Когда мы гуляли по нему с тамбовскими коллегами, то обнаружили несколько каменных построек конца XVIII века, не входящих в списки памятников. Один из казённых домов, отмеченный на старинных генпланах, находится на пересечении улиц Советская и Студенецкая набережная. На его дворовых фасадах и в интерьерах уцелели характерные архитектурные детали. Облик дома рифмуется с державинским мостом. Интересный, ныне сильно руинированный комплекс второй половины XIX века находится на центральном рынке. Интереснейшую группу составляют постройки начала XX века в стиле модерн. К сожалению, тамбовчане нередко не замечают всей этой красоты, пытаясь избавиться от старинных обветшавших построек. И напрасно. Сегодня современное зодчество Европы снова обращается к принципам классики, к традициям прошлого. Это своеобразный вызов, бунт против многоэтажных «домов–машин», «мёртвого» пластика, примитивных линий в архитектуре. В Германии даже хотят вернуть центру Берлина средневековую планировочную структуру. Благо, что у них сохранились все планы, чертежи исторических зданий.

 ‑ На ваш взгляд, какой должна быть концепция развития Тамбова?

‑ Изобретать велосипед не следует, а необходимо развивать традиции классицизма – сохранить регулярный город в границах рубежа XIX–XX веков. Но для начала нужно в соответствии с действующим законодательством привести в порядок генеральный план Тамбова 2009 года. В нём нет детальной разработки историко–архитектурных зон охраны. Кроме того, следует более чётко определить границы «старого» города и уже в его рамках работать над сохранением архитектурного наследия. Безусловно, трудно избавиться от домов–уродцев, которые появились в последние годы в центре, но, по крайней мере, неразумно продолжать такое строительство. Только тогда можно рассчитывать на гармоничное развитие города и на поток туристов. Приведём некую параллель. Более высоко ценится не отдельная вещь, а вся коллекция. Так и в архитектуре – следует максимально сохранить историческую застройку Тамбова.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах