aif.ru counter
135

Не хлебом единым жив человек

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 20. АиФ-Тамбов 18/05/2016

Имя этого человека не нуждается в подробном представлении жителям наукограда и Мичуринского района. Александр Поляков – председатель Совета директоров Мичуринской мукомольной компании и депутат Тамбовской областной Думы. А наш давно запланированный разговор мы решили посвятить его делам депутатским и производственным.

Вопрос политический

– Александр Алексеевич, пять лет назад вы сделали важный шаг – объявили о решении баллотироваться кандидатом в депутаты областной Думы…

– Да, и это стало одним из непростых решений. Оно не было импульсивным, и, объявив о нём, понял: начинается новый этап в моей жизни. В основе таких поступков лежит желание изменить жизнь людей к лучшему. По крайней мере, в основе моего – это именно так. Наша страна и наш регион сегодня особенно нуждаются в переменах. И когда у тебя появляются жизненный опыт, силы, возможности, быть в стороне от перемен неправильно. Самый верный шаг в такой ситуации – личное участие. Хотя бы там, где ты живёшь и работаешь, но с полной отдачей и не жалея себя. Это моё правило. И потом, быть в центре событий интересно и важно: я всегда занимался общественной деятельностью: в школе, армии, институте. Был секретарём комсомольской организации, председателем студенческого профкома.

– Не разочаровались в своём выборе за эти годы?

– Нет. Несмотря на то, что проблем много и не всегда удаётся решать их быстро. Приобретя новый опыт, стал яснее понимать задачи регионального масштаба и видеть пути их решения. В каких–то моментах избавился от иллюзий…

– Вы – член комитета по бюджету, налогам и финансам Тамбовской областной Думы…

– Да, но принимаю участие в работе и других комитетов. Собственно, обычная практика большинства моих коллег – не ограничиваться одним направлением, поскольку это помогает быть в курсе всех обсуждаемых депутатским корпусом проблем.

– Как расставляются приоритеты в работе депутата областной Думы – это нормотворчество, контроль исполнения или работа по обращениям граждан?

– Важно всё. Невозможно что–то из перечисленного вами назвать приоритетным. Приоритет один – комфорт и безопасность наших граждан, помощь в решении их проблем.

– Можно ли назвать областной бюджет 2016 года социально ориентированным? И что отличает его от бюджета прошлых лет?

– Я полагаю, социальная ориентированность – его главная определяющая характеристика. Свыше 56 процентов его расходной части идёт на оказание услуг населению в отраслях: образования (20,6 процента), социальной защиты (18,4 процента), здравоохранения (14,5 процента), культуры (1,8 процента), спорта (0,8 процента). Основные приоритеты в расходах бюджета – финансовое обеспечение реализации указов Президента РФ, предоставление социальных выплат населению. Помимо этого, преду­сматриваются дополнительные меры стимулирования в общем и дошкольном образовании: ежемесячные выплаты молодым специалистам, единовременные денежные выплаты педагогическим работникам, заключившим трудовой договор с образовательной организацией по основному месту работы, с направлением на эти цели 44,4 млн рублей.

К работе над проектом бюджета на 2017 год ещё не приступали. Пока происходит работа по корректировке бюджета на нынешний год. За последние три месяца дважды вносились изменения – и каждый раз в сторону увеличения основных параметров бюджета. На мартовском заседании сразу в двух чтениях были рассмотрены поправки в бюджет области на текущий финансовый год. За счёт безвозмездных поступлений из федерального бюджета и перераспределения средств между разделами доходная и расходная части бюджета увеличиваются на 2 млрд 122 млн рублей. На реализацию программы развития сельского хозяйства направляется 2 млрд 12 млн рублей: на развитие животноводства – 1 млрд 341 млн рублей; грантовую поддержку сельскохозяйственных потребкооперативов – 6 млн рублей; на улучшение жилищных условий молодых семей и молодых специалистов из сельской местности – 89 млн рублей; на развитие ФА Пов – 3 млн рублей. Кроме того, на образование дополнительно выделяется 508 млн рублей, на жилищно–коммунальное хозяйство – почти 65 млн рублей.

После одобрения поправок доходы областного бюджета составляют 39 млрд 50 млн рублей, а расходы – 41 млрд 359 млн. Остальные параметры бюджета остаются без изменений.

– Если сравнивать с соседними регионами – какое в области положение дел с доходной частью бюджета?

– В прошлом году Тамбовская область занимала первое место среди 18 регионов, входящих в состав ЦФО, по налоговым и неналоговым доходам по сравнению с 2014 годом. Губернатор Александр Валерьевич Никитин подчеркнул, что «это говорит о высоком уровне работы финансистов и всех, кто связан с выполнением задач по наполнению областной казны». Вместе с тем по объёму поступлений в расчёте на одного жителя наш регион не первенствует. Губернатор поставил задачу активизировать работу по увеличению доходов в бюджеты разных уровней.

– В январе–октябре 2015 года от налогоплательщиков области в консолидированный бюджет РФ поступило 24 947,8 млн рублей налогов и сборов. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года поступление увеличилось на 4 403,4 млн рублей, или на 21,4%. Как это отразилось на жизни жителей региона?

– За 2015 год на социально значимые расходы было направлено свыше 10 млрд рублей. В совокупности с заработной платой эти расходы составили почти 50 процентов в общем объёме расходов бюджета области. В то же время губернатор ставит задачу развития реального сектора экономики, который и является налоговым источником бюджета.

– Можете ли назвать хотя бы некоторые нормативные акты, которые уже приняты областной Думой или находятся на разработке в бюджетном комитете, способные стимулировать региональную экономику и реализовать социальную направленность налогов?

– Конечно. Введена в действие патентная система налогообложения, которой могут воспользоваться предприниматели по 63 видам деятельности; предоставлены «налоговые каникулы» в течение двух лет индивидуальным предпринимателям по упрощённой и патентной системам налогообложения, впервые зарегистрированным и осуществляющим деятельность в производственной, научной и социальных сферах; снижены ставки по упрощённой системе налогообложения с шести до четырех процентов налогоплательщикам, осуществляющим деятельность в сельском хозяйстве, обрабатывающем производстве, научной и социальной сферах. Принятие этих законов позволит субъектам малого предпринимательства инвестировать в свою деятельность около 40 млн рублей.

Благо творить – традиция

– Благотворительная помощь возглавляемого вами предприятия стала привычной, что уже как бы и не замечается…

– Я рад, если это именно так выглядит со стороны – благотворительность не нуждается в рекламе. Она не повод для газетных отчётов. Никто и никогда не может заставить человека делать добрые дела. Это вопрос его совести, воспитания, убеждений. В последние два десятилетия появилось новое словосочетание – социальная ответственность бизнеса. У нашего предприятия сфера такой ответственности разнопланова: спортивные мероприятии, помощь школам, епархии, ветеранам боевых действий Афганистана, многодетным и малообеспеченным семьям, студентам Мичуринского аграрного университета. И потом, не надо забывать, благотворительность в России – это, скорее, историческая традиция и национальная черта наших соотечественников, нежели обязательство перед государством.

– Но всё же, что входит в список подобных начинаний?

– Кто–то обращается к нам со своими проблемами, и мы помогаем ему лично. Участвуем в восстановлении храмов, например, Ильинская церковь в Мичуринске. Помогаем строить новые в Еремеево, Дмитриевке и Сабурово. Православие – неотделимая часть истории страны. Несмотря на противоречивые дискуссии на эту тему, считаю, что велика его роль и в плане воспитания молодёжи.

– И только Церковь способна сохранить нравственную природу человека?

– Нет, не только. Церковь в одиночку с этими задачами справиться не может. В прошлом были наша великая литература, образование, которые формировали одни и те же ценности. Сегодня нет чёткой позиции на этот счёт: в школе говорят одно, дома – другое, на улице – третье, по телевизору – четвёртое. И ребёнок воспитывается в таком разорванном состоянии. И вот здесь важно взаимодействие Церкви со всем обществом. Не всё меряется деньгами.

– Как в одном лице «уживаются» профессиональный менеджер и политик?

– Одно не мешает другому. Участие в бизнес–проектах помогает мне видеть экономическую и управленческую ситуацию в регионе изнутри. Депутатский мандат способствует решению многих проблем людей и области в целом – именно для этого я стал депутатом. И там, и там я могу в большинстве случаев говорить от первого лица. Для политика и руководителя это весомый аргумент в дискуссиях и дополнительная возможность принять верное управленческое или политическое решение.

Точки роста

– В 2011 году была введена в эксплуатацию первая очередь элеватора для хранения зерна на 50 тысяч тонн, возводимого Мичуринской мукомольной компанией совместно с немцами…

– Говорить о совместном строительстве не совсем верно. Строим его мы сами. Немецкое там только оборудование. Для обеспечения потребности нашей мельницы в сырье возникла необходимость строительства нового элеватора. И в 2010 году приступили к реализации проекта, а уже летом 2011–го был произведен пуск в эксплуатацию первой очереди элеватора – на 20 тысяч тонн. Его особенностью является повышенная пропускная способность. При общей емкости 50 тысяч тонн технологические возможности хранилища позволят ежедневно принимать более 7 тысяч тонн зерна (это более 350 грузовых автомашин).

– Тогда же, в 2011–м, вы заявили, что «…в советское время элеваторы были планово–убыточными, поскольку использовались исключительно как хранилища стратегического запаса для мукомольной промышленности…»

– Да, поскольку в первую очередь тогда учитывались не экономические соображения, а задачи обороноспособности страны. На случай боевых действий они сооружались даже в северной части СССР, где зерно в промышленных масштабах не производилось. В финансовом плане они были убыточными. В нынешних условиях такой подход непозволителен. Задача предприятий пищевой промышленности – не только кормить страну, но и получать прибыль. И если элеватор в рамках единого логистического механизма включён в общую технологическую линию (рядом организована переработка) – тогда риски убытков минимизированы. Речь шла именно об этом.

– По итогам года у вас серьёзный рост почти всех показателей. Какую долю в заслугах вы приписываете благоприятной конъюнктуре, а какую – себе и менеджменту компании?

– Обстоятельства – немаловажный фактор в успехе, но в основе всё же лежит труд всего коллектива – от руководства до рядовых сотрудников. Если кто–то один в команде работает плохо – никакая конъюнктура не поможет. Надо работать, тогда и показатели будут. А если работать хорошо – они естественно будут хорошие (улыбается. – Ред.).

– В 2017 году планируется завершить строительство одного из крупнейших в России мукомольных комбинатов в Сабурово…

– Да, это одна их мощнейших инвестплощадок во всем Центрально–Чернозёмном регионе. В 2003 году мы приобрели крупяной завод в Сабурово, построенный в 70–е годы прошлого века. Сырьё тогда поступало из ряда областей страны. Однако с развалом СССР начались перебои с поставками, что и привело впоследствии к остановке производства. Наша задача была на базе этого технологического архаизма создать производство современное и прибыльное. Задача сложная и небыстрая. Подобные проекты запускаются, когда удачно складываются несколько факторов: близость к источникам сырья, энергии, потребителям, наличие транспортной инфраструктуры и трудовых ресурсов. В нашем случае всё именно так и получилось. В 2004 году мы демонтировали старое оборудование и начали монтаж мельницы мощностью 150 тонн в сутки. В октябре 2005 года она выдала первые тонны муки. А в 2006–м вышла на полную мощность, ежедневно перерабатывая до 150 тонн пшеницы. Но на этом решили не останавливаться и стали расширять производство. В настоящее время ведётся переработка зерна в объёме 500 тонн в сутки.

Полным ходом продолжается строительство элеватора, системы канализационно–очистных сооружений, энерго– и теплоснабжения. Одновременно сооружаются склад бестарного хранения муки, цех грануляции отрубей. Последнее – по сути, новое дополнительное производство, которое позволит производить гранулированные отруби в экспортном сегменте. Осенью 2016 года это всё будет введено в эксплуатацию.

– Но, я полагаю, только этим ваше стремление развивать региональный АПК не ограничивается?

– В нашем инвестиционном портфеле лежат и другие проекты. В частности, строительство в Мичуринске на территории агротехнопарка масложирового комбината по переработке семян подсолнечника, сои, люпина, рапса (проектная мощность – до 500 тонн в сутки). Это – около 300 рабочих мест, дополнительные налоговые платежи и новые векторы развития территории. А самое главное – возможность трудоустройства наших земляков. Строительство запланировано в три этапа, первый начнётся этой осенью.

– Что он будет производить?

– Достаточно широкий спектр продукции: жмых, шрот, масло. Они будут реализовываться и на территории России, и экспортироваться за рубеж. Главные заказчики первых двух – животноводческие комплексы. Масло будет фасоваться не в бутыли, а в большие ёмкости, предназначенные для поставок на предприятия пищевой промышленности – отечественные и зарубежные.

– Он строится на ваши деньги?

– Да. Но с участием системы кредитования. Мы рассчитываем на помощь государства в плане субсидирования части кредитной ставки. Но в основном – это наши собственные средства.

– Насколько я понимаю, тема вашей кандидатской диссертации «Сельскохозяйственные кластеры» тесно связана с вашей практической деятельностью...

– Безусловно, моя учёба в аспирантуре была неотделима от того, чем я сегодня занимаюсь, и направлена на совершенствование знаний, которые мог бы реализовывать в своих задумках. Пока это удаётся.

Крепкие корни

– Учитывая ваши предпринимательские и организационные способности и размах, вам никогда не хотелось уехать из Мичуринска?

– Даже мысли такой не возникало. Это родина родителей, здесь прошли мои студенческие годы, тут я работаю и живу много лет. Поэтому такая тема никогда не обсуждалась и не обсуждается.

– Есть хорошее выражение: «Отсутствие опыта помогает молодости делать то, что старость считает невозможным»…

– Согласен. Когда в начале 90– х я начинал свой бизнес, то наша первая мельница производила около трёх тонн муки в сутки. Сегодня наше предприятие ежедневно выдаёт более полутора тысяч тонн продукции. А к концу 2017–го эта цифра превысит 2 тысячи тонн. Но старт был взят тогда, когда я начинал, не имея большого опыта. То немногое, чем на тот момент располагал – огромное желание работать и зарабатывать, стремление помогать другим и делать полезное для своей малой родины.

– В кадровой политике вы делаете ставку на молодёжь?

– У нас работает три тысячи сотрудников. Из них доля тех, кому нет 30 лет, составляет 70%. Почти половина их – выпускники Мичуринского аграрного университета. Мы не испытываем кадрового голода, но кадровая ротация существует и составляет примерно 2–3% в год. На сайте компании есть раздел «Вакансии», там соискатели всегда могут уточнить эти моменты.

– Вопрос, который вытекает из предыдущего – именная стипендия Полякова, которую получают студенты Мичуринского ГАУ…

– Ежегодно с 2010 года мы вручаем её четырём студентам вуза, который когда–то окончили мой отец и я. В этом году её размер составляет 50 000 рублей. Есть положение, разработанное совместно с преподавательским коллективом, которое определяет таких стипендиатов. В числе главных критериев – не только успехи в учебе, но и участие в общественной жизни университета, активные и плодотворные занятия наукой и ряд других. Кстати говоря, денежный грант имени Алексея Васильевича Полякова ежегодно вручается и лучшему агроному в Староюрьевском районе на праздновании Дня работника сельского хозяйства. Там эта традиция существует пятнадцать лет.

– Недавно вы заявили о себе и как автор книги о своей малой родине…

– Да, в соавторстве с вашим коллегой – мичуринским журналистом и писателем Михаилом Белых – мы написали книгу под названием «Духовные скрепы». Она посвящена памяти моего отца. Но там есть и ответы на часть вопросов, которые вы сейчас задаёте.

– Ваш отец так же, как и вы, проработал всю жизнь в сельском хозяйстве. Его личный пример каким–то образом повлиял на ваш профессиональный выбор?

– Отец был фигурой во многом сформировавшим меня как человека, как личность. Он воевал на фронтах ВОВ, был ранен, после войны закончил институт и всю жизнь именно личным примером показывал, как нужно жить и работать. И когда сегодня повсюду слышу про кризис, вспоминаю время, которое пережили он и его поколение. Настоящий кризис – это война. Там, где жизнь человека ничего не стоит. А нынешние переживания по поводу роста курса доллара или евро, санкций и отсутствия пармезана в магазине – чепуха…

– Как вы проводите свои выходные?

– Уже много лет у меня единственный выходной – воскресенье. Суббота – всегда рабочая. Мне неинтересно отдыхать лежа на диване или сидеть с удочкой на берегу реки. Мой труд доставляет мне удовольствие, так что я не жду воскресенья чтобы «не ходить на работу» (улыбается – Ред.). Я люблю театр и при первой возможности стараюсь бывать там. Смена занятий – для меня лучший отдых.

– Последний вопрос. Изменилось ли за последний год что–то в вашей жизни: вы стали мудрее, жёстче, спокойнее?

– Не думаю. Я комфортно себя чувствую и на работе, и в семье. Но и отделить себя от участия в общественной и политической жизни региона не могу. У меня ещё много сил и задумок, чтобы мои земляки могли гордиться своей малой родиной.

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах
Роскачество