С 28 сентября по 4 октября по всей России прошла акция «На дорогу - без перегруза!». её Цель заключалась в том, чтобы обеспечить сохранность автомобильных дорог путём сокращения до минимума потока транспортных средств с избыточными нагрузками. Управление автомагистрали Москва - Волгоград присоединилось к акции, чтобы доказать, что нарушителей, «убивающих» дороги, ждёт наказание. Мы решили посмотреть, как работает пункт весового контроля, и 1 октября вместе с экспертами поехали на федеральную трассу М-6 «Каспий».
Кто трассы не бережёт?
Первое, что увидели по приезде, - это пара машин, которым уже не повезло. Они попались на перегрузе!
За 300 м до поста весового контроля, расположенного на 343-м км трассы М-6 «Каспий» - на границе с Рязанской областью, в дорожное покрытие вмонтированы датчики, которые показывают вес проезжающего транспорта, регистрируют данные и передают на компьютер в пункт весового контроля. А дальше подключаются люди: нарушителя останавливают сотрудники ГИБДД и управления государственного автодорожного надзора (далее - УГАДН) и провожают на взвешивание. Если перевес подтверждается, владельцу выписывают штраф, а машину отправляют на штраф-стоянку для разгрузки. Нужно сказать, система работает безупречно, она в безостановочном режиме проверяет каждое транспортное средство, попадающее на весы, определяет нагрузку на оси, массу и габариты машины.
Среди наших «счастливцев», которых проводили на штраф-стоянку, максимальный зафиксированный вес составил 76 т при допустимых 40 т. На нарушителей составили административные акты. Они должны будут возместить сумму причинённого дорогам ущерба. Но был и в прямом смысле счастливый случай - фуру остановили для профилактики и информирования. Водитель с удовольствием пообщался с экспертами, сказал, что только «за» такие акции, потому что ездить по нашим дорогам из-за нарушителей подчас не только неудобно, но и опасно. А взамен получил от Упрдор Москва - Волгоград наклейку на машину «Еду без перегруза - берегу дороги!» - чтоб другие знали, на кого равняться.
Штраф - автоматически
Конечно, реакция на такие мероприятия у нарушивших водителей однозначная - недовольство, удивление, растерянность. Но, как известно, земля слухами полнится. Даже если водитель не услышал новости о проведении акции, оштрафованный коллега-дальнобойщик его наверняка предупредит. На четвёртый день активной работы пункта весового контроля водители уже спокойно выходят из машины: дескать, знали, что рискуем, морально готовились. Но если раньше поговорка «Не пойман - не вор» работала, потому что действующие стационарные пункты контроля были не очень эффективными, сегодня ситуация меняется. В ближайшем будущем заработает система автоматического весового контроля. Она позволит в безостановочном режиме проверять каждое транспортное средство, проходящее через весы, определять нагрузку на оси, массу, габариты и прочие характеристики. Если есть нарушение - перевозчику в автоматическом режиме отправят квитанцию о штрафе (по аналогии со штрафами по линии ГИБДД за несоблюдение скоростного режима).
Автоматизированная система контроля за весогабаритными параметрами автомобилей упорядочит работу грузовых перевозчиков, минимизирует ущерб, который наносят покрытию трасс перегруженные фуры, а также исключит «человеческий фактор» на пунктах взвешивания.
Рандеву
1 октября на трассе Москва - Волгоград собрались эксперты, заинтересованные в обеспечении сохранности дорог и безопасности на них: начальник ФКУ Упрдор Москва - Волгоград Юрий Сорокин, начальник ГИБДД МВД России по Тамбовской области Олег Кузьменко, представители управления автомобильных дорог региона, работники УГАДН, члены Общероссийского народного фронта.
По словам Юрия Сорокина, совместная работа различных служб - залог эффективности системы контроля. Он отметил: главная цель акции в том, чтобы владельцы транспортных средств задумались: «здоровые» дороги - в их же интересах, и выезжали в рейс без нарушений.
Самый верный путь здесь - наказывать рублём. Но, как сказал начальник ГИБДД области Олег Кузьменко, цель - не запугать и даже не наказать, хотя это и само собой разумеется, а донести: вы отдаёте деньги не для того, чтоб от вас отстали, а на ремонт дорог, которые сами разрушаете.
Может быть, проще беречь заодно и дороги, и свой кошелёк?