Примерное время чтения: 7 минут
417

Когда говорят камни. Что за страсть - собирание древностей?

Пять лет назад активисты, неравнодушные к изучению прошлого, создали Тамбовское общество любителей краеведения (ТОЛК). Их объединил коллекционер Михаил Семенов, известный в городе как организатор постоянных и передвижных выставок. 

Основа - культура

- Михаил Иванович, кто такие «любители» краеведения?

досье
Михаил Семенов - общественный деятель, меценат, историк. Экспонаты из собрания представлены на постоянных и передвижных выставках - «У каждого времени свой крест», «Сказ о земле мордовской», «Тамбовский край в золотоордынское время» и других.
- Каждый человек по-своему краевед. С детства, сознательно или нет, мы хотим найти себя в родном, близком пространстве, понять, как жили, чем занимались прадеды. Интересуясь этим, мы в первую очередь изучаем культуру, она неподвластна времени. В прошлом было немало цивилизаций, которые,  не оставив памяти о военных и политических лидерах, навеки сохранились в культуре. Сегодня важно задуматься об этом: мы можем бесконечно спорить о политике, о состоянии наших дорог, о бюджете, о новой городской и областной власти. Современная общественная жизнь дает много возможностей, чтобы мы раскололись на группы, партии и выясняли, кто прав. И только культура не может быть фактором разъединения. В период кризисов именно она помогает думающим людям сохранить единство.

- Как у вас родилась тяга к коллекционированию?

- Это был конец семидесятых годов. Я рос в обыкновенной советской семье, в доме не было каких-то особенных «ярких пятен», которые могли бы удовлетворить любознательность. Не помню точно, возможно, это была какая-то статья или передача о геологах, но что-то сподобило меня собирать камни. В то время только застраивался Октябрьский район, дороги проектировались. Туда заво­зили булыжник, щебень, среди которого нередко встречались полевой шпат, гранит с вкраплениями, а порой и горный хрусталь. Я ходил, смотря под ноги, и всем этим многообразием заполонил небольшой балкон кооперативной квартиры.

- Коллекция камней сохранилась?

- Всё хорошо в своё время. Когда я ушёл в армию, отец выбросил их. Заодно на свалке оказалась и старинные самовары: хотя они были с отбитыми боками, но с царскими медалями, сейчас они ценятся высоко. После камней я собирал спичечные этикетки. Им на смену пришли значки, марки, вкладыши от жвачек, монеты. В то время благодаря коллекционированию среди нас, подростков, сложился своего рода социум. У кого-то очень редко встречались иностранные монеты, за них можно было получить кучу наших родных дореволюционных медяков. Сейчас, кстати, положение изменилось, иностранные монеты, даже серебряные, не стоят хорошего царского полтинника. Сегодня, когда я показываю монеты родителям, то говорю: тогда я купил их за копейки, а сейчас они стоят хороших денег, в то время как накопления советских людей моментально обесценились. Так что историческая ценность в буквальном смысле остаётся ценностью непреходящей. Потом страсть к коллекционированию не могла проявить себя - работа поглощала как минимум девяносто процентов времени. И только после десяти лет в таком ритме я стал создавать хорошие коллекции - колокольчиков, древней пластики, финно-угорских древностей, пуговиц, игрушек, керамических сосудов, дореволюционных открыток, средневековых вещей булгарского производства, кирпичей тамбовских производителей и так далее. Многие из них сегодня оформлены как выставки, их можно увидеть в зданиях городской и областной администраций, в областной Думе, в магазинах и музеях.

Сквозняк в душе

- Как думаете, почему очень часто дети распродают великолепные коллекции родителей?

- В свое время великий филолог Юрий Лотман сказал, что культура - это избыточность. Когда у человека - внутренняя недостаточность, он считает, что всё решается деньгами, быстро и эффективно. Такому человеку постоянно нужны деньги, это - единственная ценность. Такие люди смотрят на старинную вещь только как на предмет, который можно продать, на этом их горизонты заканчиваются. Ради них идут «под нож» коллекции отцов и дедов, распродаётся старина, долгие годы хранившаяся в доме. Но это реалии не только нашего дня. Всё это - трагедия выхолащивания ценностей, когда сквозняк выносит тепло из дома, выносит суть, смыслы, исторические корни. Но человек, который не относится бережно к вещам в своём доме, никогда не будет беречь что-то и вне его стен. Пустой человек оставляет после себя пустое место. Ведь раньше, когда хотели сглазить, так и говорили: чтобы пусто тебе было! Пустота и есть тот самый сглаз, мы получили его в результате исторических невзгод. Поэтому смысл коллекционирования, конечно, не в стяжании вещей. Если не интересоваться их прошлым, не показывать и не рассказывать людям - они, несмотря на древность, тоже останутся пустыми. Образно говоря, когда ты начинаешь говорить с камнями, камни отвечают тебе. Они рассказывают о том, что было, кто их собирал и кто их разбрасывал, они приносят мысли, помогают понять современность. В этом и смысл коллекционирования - в сохранении и передаче исторической информации, которая исходит от вещей. Вещи - это только своеобразные нарезки смыслов, которые нужно уловить и осознать. Когда я вижу какую-нибудь ценный предмет, моя первая мысль: «Я хочу с ним жить!» В буквальном смысле хочу видеть его каждый день, и чтобы он во мне что-то менял. Такие предметы насыщают душу, и ты сам становишься богаче. Не богаче в материальном смысле из-за того, что у тебя хранится старина, а потому, что ты можешь с ней общаться.

- И помочь другим стать богаче духовно? Как вы думаете, выставки и музеи помогают в этом?

- Да, но богат не тот, кто посетил много музеев, а тот, кто выходит из музея с улыбкой, с горящими глазами и переживает всё то, что он увидел, что «прочитал» от старинных вещей. Так, кстати, и возникает потребность бывать в музеях. Жаль, что она сегодня есть только у небольшого числа людей, и в том немалая вина самих музеев, но это - тема отдельного разговора. Опять же хочу вернуться к мысли: богатство определяется культурой. Существует статистика, что количество коллекционеров прямо пропорционально богатству общества. Недаром их много в развитых странах.

- Но наша культура всегда страдала от недостатка средств, помощи…

- Еще со времён Средневековья дошло выражение «отцы города», у отца всегда должны быть средства на решение тех задач, которые он считает приоритетными. Если история, культурное наследие -

не в приоритете, то на них никогда не будет денег, а на фейерверки, фуршеты и митинги - найдутся. Так что нужно понимать непреходящую ценность истории - ведь ни одно дерево не растёт и не развивается, если не поливать и не давать силы корням.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах