Стихи с выражением
- Михаил Павлович, на ваш взгляд, быть актёром - это судьба?
- Сколько вам было лет, когда определились с профессией?
- Это произошло во многом бессознательно. Моя семья жила в послевоенном Ленинграде, пять человек в 9-метровой комнате. Так что читать, играть, делать уроки было некогда и негде. Сейчас смотрю, когда первоклашки сидят каждый день до часу ночи и что-то учат, не понимаю, почему? Я повторял уроки на перемене - память молодая, хорошая, и этого было достаточно. Помню, что красиво декларировал стихи из букваря про Свету (тогда не знал, что это про дочь Сталина Аллилуеву) и читал наизусть с таким выражением, что перевели во второй класс, хотя я отставал по русскому языку. В школе мне всегда нравилось выходить к доске, на сцену и читать стихи. Так всё началось. Я хотел только служить - или актёром, или офицером. Офицер из меня не вышел.
- Вы снимались в художественных фильмах, выступали на крупных сценах. Изначально задумывали стать актёром с «большой буквы»?
- Глупости. Для меня нет понятия «звёздной болезни». Мне также далеко до звёзд, как им - до меня. Мне ни разу не приходило в голову любоваться собой, сильно переживать, что кому-то, а не мне, достаются главные роли. Ты просто выполняешь свою работу, это предназначение, раз таким родился.
Социальный герой не нужен?
- Можете охарактеризовать одним словом: что самое страшное в театре?
- Бездействие.
- А цензура? Недавно Константин Райкин в одном из выступлений говорил об этом.
- Цензура - не моё дело. Мне как актёру она никогда не мешала. И в советские годы мы ставили острые, проблемные спектакли, например «Саркофаг», показывали в Москве. Сейчас важнее не цензура, а полное отсутствие драматургии. Ничего нет. Видимо, не о чем стало писать. И это объяснимо: порой трудно понять, где мы живём. Если включить телевизор, посмотреть ток-шоу или политические передачи - да это же полный бред! Одни и те же лица каждый день спорят об одном и том же, перебивая, не уважая друг друга. Хотя вот здесь и нужна если не цензура, то просто какая-то редакционная политика.
- Многие актеры переживают, что не смогли сыграть свою главную роль или им что-то не предложили, не повезло.
- Желать можно многого. Может быть, я в душе Отелло, или Сирано де Бержерак - какая разница? Я актер, а значит должен хорошо играть ту роль, которую предлагает режиссёр-постановщик. В театре есть условное разделение, у каждого свое амплуа. Один актер - «герой-любовник», другой - «светский мерзавец», третий еще кто-то, я - «социальный герой». Это персонаж, который всё время борется с неправдой. Сегодня, к сожалению, он почти не востребован.
- Как вы думаете, а среди политиков есть прирождённые актеры?
- Вряд ли. Кто рождён актером, тот и погибает на сцене. В театр попадают так же, как и под колеса поезда, и если ты настоящий актёр, то уже не выбраться. Театр вообще не для слабых, потому что почти всегда живешь не своей жизнью. Иногда думаешь, актёры - это вообще нормальные люди? Как я могу быть «нормальным», если сыграл 150 ролей, и каждая из них осталась во мне?
- Так недолго «уйти глубоко в роль»...
- Нет, актёрство не предполагает идиотизма. Хотя двинуться умом можно, если вдруг почувствуешь себя «великим».
Встречайте Сталина!
- Около полувека вы уже на сцене. Как изменился зритель?
- Если сравнить советские времена и нынешние, конечно, публика изменилась. Раньше школьников и студентов «сгоняли» на спектакли. Сейчас мне нравится, что театр стал «моден» среди молодёжи. Да и новое поколение мне импонирует: молодые люди понимают, для того, чтобы чего-то добиться в жизни, надо учиться, стремиться.
- Одна из ваших известных ролей - Сталин в спектакле «Дети Арбата». Нелегко было играть «вождя народов»?
- Роль предлагали другим актёрам, и все отказались, причём за пять репетиций до выхода спектакля вдруг заявили: «Нет, мы не будем играть тирана, нам противно». Я тоже сначала говорил: «Какой я Сталин, я же не похож». Но костюм был готов, я загримировался, вышел в театральный двор, постучался в ближайшее окно. Подумал, если не узнают историческую личность, значит, не подхожу. Когда же меня увидели - люди чуть не упали в обморок, и только потом сказали: «Мишка, ты что делаешь, дурак!» Видимо, оказался похож.
- Страшно играть Сталина?
- Да, чувствуешь, что куда-то не туда рванул. Зритель должен увидеть в тебе Сталина. Я, конечно, готовился, слушал его речи на пластинках. На самом деле он говорил очень быстро, повторить - сложно. Когда я в первый раз вышел, меня тяжело принял зритель. Раньше вставали, кричали, аплодировали, а здесь - молчание. Из зала я лишь единожды услышал одиночное: «Браво!»
- А почему так, как думаете?
- Мне кажется, люди боялись. Наверное, боялись самих себя.
- На ваш взгляд, что самое важное в жизни?
- Прожить честно перед людьми. Я благодарен всем, кого мне приходилось встретить, с кем дружить, общаться. И, конечно же, главную роль в жизни любого человека и особенно актёра играет женщина. В этом смысле мне очень повезло. Мою жену зовут Вера. Когда рядом есть по-настоящему близкий человек, это самое ценное. Ради этого стоит жить, работать, идти дальше. Даже несмотря на годы и здоровье, покорять новые вершины.