Примерное время чтения: 6 минут
575

Воспитать личности. Как научить детей любить историю своей страны

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 14. АиФ-Тамбов 05/04/2017

Тамбовская учительница Ольга Петрова рассказала «АиФ-Черноземье», как заинтересовать подростков уроками истории и не отдалила ли ученика от учителя современная система образования.

Они —  другие

Галина Семякина: «АиФ-Черноземье»: Ольга Фёдоровна, вы —  успешный учитель, это видно по результатам ваших учеников. В чём секрет?

Ольга Петрова:  Успех в любой деятельности —  это неиссякаемый интерес к тому, что делаешь. Но для учителя важен и интерес детей к предмету. Я работаю с ребятами разных возрастов. Они не похожи друг на друга и меняются от выпуска к выпуску. Мой успех как учителя зависит от того, найду ли я к ним подход, как ни избито это звучит.

—  Что сегодня помогает педагогу разглядеть в ученике его задатки? 

—  Прежде всего, это деятельность ученика и на уроке, и вне его. Умение работать в команде тоже показывает способности. Возьмём пятый класс. У них есть предмет —  введение в обществознание, где обсуждается мир ребёнка, школа, семья. И это тоже работа в группах. Ребята делают коллажи по определённым темам —  картинки с небольшим текстом.

—  Чем отличаются ученики прошлых лет от сегодняшних? Каковы их плюсы и минусы?

—  Если ты работал в школе 10 лет назад, и у тебя что-то получалось, то это не значит, что получится сегодня, потому что дети другие. Каждое новое поколение учеников —  это своеобразный вызов учителю. Сможешь ли ты найти общий язык с ним или нет? Для нынешних ребят характерно стремление быть успешными. Но это и их ахиллесова пята, потому что не каждый сможет справиться с трудностями. С другой стороны, боязнь быть неудачником заставляет их быстрее адаптироваться к современным условиям.

Мы заметили это и в нашем дискуссионном клубе. Если раньше старшеклассники по ходу беседы больше импровизировали, то теперь предпочитают заранее связаться друг с другом через соцсети и тщательно подготовиться. В чем— то это хорошо, потому что они лучше прорабатывают материал. Но плохо то, что ребята боятся растеряться. А это мешает движению вперёд.

История —  это чья-то жизнь

—  Расскажите о вашем дискуссионном клубе.

— 10 лет назад на базе нашего лицея был создан городской ресурсный центр по правовому образованию. Потом возникла идея создать дискуссионную площадку. Сюда мы приглашаем ребят начиная с 9-го класса. Раньше школьники просто не готовы были работать в клубе. Мы собираемся не часто —  три-четыре раза в год, потому что не так-то просто найти интересные темы.

—  Приведите какую-нибудь тему для примера.

—  В стране сейчас развивается внутренний туризм, в разных городах появляются памятники. А ведь они устанавливаются  не только в честь  конкретных  людей,  но и той эпохи, в которой он жил. Вот на последней встрече мы обсуждали решение города Орла увековечить Ивана Грозного. Фигура неоднозначная! Кто-то из ребят готовил аргументы «за», кто-то — «против». Задача учителей —скоординировать процесс дискуссии. По окончании игры «присяжные заседатели» оценивают уровень эрудиции и убедительность высказываний групп.  

—  Как привлечь к истории в наш век скоростей и гаджетов?

—  Как ни странно, это не сложно. Живое слово по-прежнему востребовано. В этом году Вера Орлова, преподаватель истории Державинского университета, пришла к нам в школу. Она рассказывала ученикам об истории Тамбова в 30-е годы прошлого века через фотографии, которые сохранились в её семье. Это совсем другое погружение в историю, когда ты видишь знакомые улицы в другое время и слышишь о судьбах людей, живших когда-то в твоём городе.

Увлекают учеников и исторические исследования. Например, сейчас ребята работают над темой «Социологический портрет учителя накануне Великой Отечественной войны». Они составляют его по анкетным данным из архива нашей школы. Эта работа интересна тем, что заставляет увидеть живых людей за страницами сухих автобиографических дат.

А ещё для привлечения к истории очень важны поездки. Чтобы любить свою страну, её надо знать. Мы с классами часто ездим по малым городам России.

—  Но это для старшеклассников. А что делается для школьников среднего звена?

—  У нас есть ранние этапы городских олимпиад и конкурсы для 5-6-х классов, где дети могут себя показать. Проходят предметные недели. Например, сейчас мы делаем квест по истории для 6-7 классов. Очень важно, что нам помогают его готовить старшеклассники. Интересная форма зачёта — «вертушка», когда ребята переходят с одной «тематической станции» на другую. Знания проверяют старшеклассники.

Научить учиться

—  В каком возрасте ученик оптимально раскрывает свои возможности?

—  Более устойчиво и осознанно —  в 9-11 классах.

—  Не отдалила ли ученика от учителя современная система образования?

—  Всё зависит от профессионализма педагога. Если школьник понимает, что учитель может его научить, то никакого отдаления нет, а наоборот, идёт сотрудничество.

—  Расскажите об успехах ваших учеников —  чем они удивляют?

—  Талантливых учеников в лицее немало, но мой класс для меня —  лучший. В прошлом году 20 учащихся из 28 сдавали ОГЭ по обществознанию. В результате только один ученик получил «3», остальные —  «5» и «4». Это результат их серьезной подготовки к экзамену. Еще больше меня радует и удивляет их умение работать в команде, креативность, стремление двигаться вперёд. В классе учатся победители и призёры муниципального и регионального этапов Всероссийской олимпиады школьников по истории, обществознанию, праву, химии: Александра Наводченко, Владимир Малютин, Андрей Горохов, Алина Прыткова, Владимир Жердов, Анастасия Саченкова, Алексей Богатырёв.

Такие хорошие результаты, конечно, важны, но ещё важнее, что на пути к ним ребята растут как личности.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах