Примерное время чтения: 6 минут
1827

Здоровый подход. Фитнес-тренер о пробежках и вреде уроков физкультуры

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 19. АиФ-Тамбов 11/05/2016

Внутренние бесенята

– Считается, чтобы правильно питаться и заниматься физическими нагрузками, нужно себя «довести», нажить проблемы с желудком или хорошенько поправиться. А как вы пришли к здоровому образу жизни?

– Одной из причин иногда ещё указывают соответствующее воспитание: если ребёнок вырос в семье, где хотя бы один из родителей спортсмен, учитель физкультуры или, скажем, диетолог, он, скорее всего, будет следить за своим питанием и физической формой. Возможно, так и есть, но я только в 17 лет узнала о том, что отец занимался конькобежным спортом. К этому времени сама уже тренировала танцевальную группу.

А всё началось со спортивно–эстрадных танцев в первом классе. Туда меня «отправило» не воспитание или проблемы с весом, а «внутренние бесенята». В детстве всё начать просто: энергии много, уроков мало, подруга ходит на танцы, и вообще – хочу! Потом был балет, о нагрузке которого ходят легенды, но оказалось, что самое страшное было ещё впереди: с настоящим спортом пришлось столкнуться, когда я стала заниматься народными танцами. Это было в лагере, и тренер «гонял» нас вместе с легкоатлетами, которые готовились к соревнованиям, так что перед репетицией нам полагалось выстоять очень плотную разминку. С увеличением нагрузок рос интерес больше к спорту, чем к танцам.

А в 16 лет мне пришлось столкнуться и с такими вещами, как «хорошенько поправилась» и «проблемы с желудком». Выяснилось, что для танцев фигура, так сказать, не формат. Тогда в голову пришли два решения – первое правильное, второе глупое: начать бегать и сесть на строжайшие диеты. Когда дошло до анорексии, начала осознавать, что нужно было грамотно корректировать рацион, а не отказываться от еды. Зато благодаря всему этому я пристрастилась к бегу и увлеклась литературой по правильному и одновременно полноценному питанию. Так что можно сказать – до здорового образа жизни я себя однажды «довела» путём проб, ошибок и экспериментов на своём организме (иначе диеты не назовёшь).

В Европе иначе относятся к здоровому образу жизни: там с утра белые вороны те, кто не на пробежке, а у нас – наоборот.

Физическое бескультурье

– И вы не остановились с решением проблем: ежедневно тренируетесь и правильно питаетесь. Что вас мотивирует?

– Все, кто следит за рационом и физической формой, очень себялюбивые люди – это самый верный способ не сходить с выбранного пути. Но вместо диет лучше бегать, ходить в тренажёрный зал и почаще обращаться к литературе по анатомии, физиологии и правильному питанию, также полезно изучать чужой опыт.

Например, в Европе иначе относятся к здоровому образу жизни: там с утра белые вороны те, кто не на пробежке, а у нас – наоборот. Планируя тренировки и составляя графики питания, стараюсь опираться на опыт зарубежных коллег, чтобы люди гарантированно получали пользу, а не гнались за нормативами с риском для здоровья, как в детстве на физкультуре.

– То есть с тем, чему нас учили в школе, у ваших тренировок нет ничего общего?

– Техника, по которой дети занимались на физкультуре в школах, давно устарела. Она была актуальна в советское время, когда у нас не было доступа к последним разработкам и исследованиям, и на занятиях главным считалось выполнить норматив: есть определённое количество повторений и есть время, а за техникой не следит никто.

Занимаясь танцами и спортом все школьные годы, я терпеть не могла физкультуру. Конечно, тогда я не задумывалась над техникой, хотя осознавала колоссальную разницу с тем, что мы делали на танцах. Но тот факт, что в школе не был предусмотрен душ, был непонятен для меня. Если это можно связать с финансированием, то что мешало перенести физкультуру в конец дня, чтобы после ребёнок мог пойти домой, отдохнуть и помыться? Насколько я знаю, сейчас в некоторых школах эти проблемы решаются, но много других: неправильная техника упражнений, ношение плохо вентилируемой обуви на плоской подошве (кеды, тапочки и даже балетки в ходу!), что может стать причиной плоскостопия, больных коленей и тазобедренных суставов.

Составляя программу тренировок, я в последний момент вспоминаю школьный опыт, и то скорее по логике «так делать не нужно». Если брать отдельные упражнения, то техника, по которой в школе следует биться спиной об пол на время, сулит ушиб спины, больной копчик, нарушение осанки или даже смещение позвонков, но никак не накачанный пресс. При отжиманиях в школе практикуют постановку рук под подбородком, при этом, может быть, совсем слегка качается бицепс, и это, по сути, случайность, потому что пользы от таких отжиманий нет вообще – ладонь должна находиться чуть ниже уровня центра груди, тогда вы ощутите и нагрузку, и эффект.

Учить непочётно

– По–вашему, в чём корни такого подхода к физической подготовке школьников, и можно ли потом исправить приобретённые на физкультуре проблемы?

– Раньше, вне зависимости от образования, стандарт был один – нормативы. Сегодня в учителя физкультуры идут в основном выпускники колледжей, где в большинстве до сих пор продвигается этот советский подход. А выпускники вузов стараются устроиться тренерами в фитнес–центры. Времена сменились, раньше было почётно зваться учителем, теперь стало престижно работать фитнес–тренером. Но престиж вырастает из заработка, а в школах с этим непросто. Если возможно повысить престиж профессии, а с ним и зарплату педагога и уровень его подготовки, всё это может стать решением вопроса  некачественных тренировок школьников.

Если проблемы не очень запущены, при правильной технике и тренерском контроле они поправимы, есть множество методик фитнеса, которые помогают укрепить суставы. Очевидно одно: родителям школьников нужно пристальней следить за качеством тренировок на физкультуре, чтобы потом не возникло острой необходимости что–то исправлять.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах