aif.ru counter
Елена ДЕРЕВЯНКИНА 456

Воронежских выпускников школ и абитуриентов вузов ожидают нововведения

Некоторые государственные учебные заведения изменили список предметов, которые необходимо сдавать при поступлении. А отдельные частные вузы вообще не получили лицензии

Рамиль Ситдиков / РИА Новости

На носу выпускная пора, и школьникам пора определиться, в какой вуз они намерены отправиться. В этом году не обошлось без сюрпризов. Так, некоторые государственные учебные заведения изменили список предметов, которые необходимо сдавать при поступлении. А ещё в очередной раз «обделили» гуманитариев: на филологических и исторических факультетах сокращают бюджетные места…

Ждать перемен?

официально
Как сообщает Министерство образования и науки РФ, вузы имеют право использовать новый порядок выбора вступительных испытаний. Но при этом приказ даёт возможность сформировать перечень вступительных экзаменов в 2014 году такой же, как и в 2013. Ведь абитуриенты уже начали подготовку к ЕГЭ, и потому Министерство рекомендует установить те же вступительные испытания, что и в прошлом году. Что же касается сокращения бюджетных мест на гуманитарных специальностях, то именно Мин­обрнауки издало приказ, согласно которому на все направления бакалавриата филологического факультета для абитуриентов выделяется всего по 10 бюджетных мест.

На днях Рособрнадзор опубликовал список вузов, у которых были отозваны лицензии. В него попал и воронежский филиал Современной гуманитарной академии (СГА). Без лицензии организация не имеет права вести обучение и выдавать диплом. Однако СГА такое положение дел не смущает, там поясняют, что отсутствие лицензии у филиала не влияет на его работу и на обучение студентов в регионах, поскольку сами филиалы образовательную деятельность не ведут, а лишь предоставляют доступ к дистанционному обучению в головном вузе.

Ну, а пока у одних отбирают лицензии, другие готовятся принимать абитуриентов. Некоторые столичные вузы не побоялись изменить перечень вступительных испытаний за несколько месяцев до экзаменов. Конечно, это вызвало недовольство поступающих и их родителей. Как же иначе – готовились–готовились, нанимали репетиторов, грызли гранит науки, а тут раз – и добавился ещё один предмет. А времени осталось всего ничего…

На местах спокойно?

Дополнить список экзаменов вузам позволил приказ Минобразования, который вышел в конце января. До нововведения абитуриентам приходилось сдавать обязательный ЕГЭ по русскому языку, профильный экзамен в зависимости от факультета, а ещё Министерство устанавливало для каждого направления подготовки два экзамена: вуз мог выбрать один из них или оба. Теперь всё несколько иначе. Помимо экзаменов по русскому языку и профильного, вуз выбирает один экзамен из обязательного списка Минобрнауки. Ещё один предлагаемый министерством экзамен вуз может взять или от него отказаться. Предложенный перечень оказался небогатым – некоторых важных предметов там не было вовсе. Правда, вскоре список подкорректировали и внесли туда предметы, о которых забыли в первый раз.

К счастью, тем, кто собрался поступать в воронежские вузы, опасаться особо нечего. В большинстве высших учебных заведений города изменений не произошло. «Не повезло» только тем, кто вздумал учиться в Воронежском госуниверситете (ВГУ) на журналиста или филолога. Будущим журналистам придётся сдавать ещё и ЕГЭ по обществознанию, а филологам вместо творческого конкурса по программе «искусство» предстоит выдержать экзамен по литературе.

– Если в последний момент изменить набор ЕГЭ, то наши абитуриенты испытают большой стресс, – отмечают в руководстве ВГУ.

Вероятно, будущих журналистов и филологов к стрессу нужно приучать заранее. Работа и у тех, и у других нервная, в смысле – творческая.

«Лишние» специалисты

это интересно
Кстати, с этого года в школах больше не будет медалистов. В принципе, невелика потеря - от медалей всё равно уже давно не было никакой пользы, кроме разве что удовлетворения собственных амбиций. Минобрнауки в начале прошлого года издало приказ, согласно которому медали «За особые успехи в учении» в школах «не предусматриваются». Разве что сами школы захотят поощрить своих лучших выпускников. Этого никто не запрещает, правда, и денег на медали никто не даёт. Выходит, не видать современным отличникам «золота» и «серебра». Зато, спешит утешить поникших отличников областной департамент образования, на уровне Воронежской области установлены «специальные денежные поощрения для лиц, проявивших выдающиеся способности». Так что лучшие ученики воронежских школ вполне могут рассчитывать на стипендию. Тоже неплохо, правда?

Кстати, гуманитариев в этом году вообще обделили. Мало того, что изменились экзамены, так ещё и бюджетные места сократили. Причём урезали – так урезали.

Новация коснулась филологов и историков. В нашем городе таковых готовят в двух вузах: ВГУ и педуниверситете (ВГПУ). И если в последнем в этом году изменений не предвидится, то в ВГУ количество бюджетных мест тает на глазах… Так, на филфаке в 2012 году было 51 бюджетное место для бакалавров и 10 для магистров. В 2013 году их осталось 36 и 10 соответственно. А в 2014 году для бакалавриата выделили только 30 мест – по десять на каждое направление, и также 10 оставили магистрам.

На истфаке ситуация полегче: если в 2012 году на все направления подготовки исторического факультета было выделено 68 бюджетных мест для бакалавров, то в 2013 году их стало 80. Зато в этом году число бюджетных мест для бакалавров сократилось до 73.

Что касается ВГПУ, то количество бюджетных мест на гуманитарном факультете осталось прежним: 23 на бакалавриат на направления история и право, 51 на историю и обществознание и столько же на русский язык и литературу. Ещё девять человек смогут обучаться в магистратуре на направлении «историческое образование» и пять на «литературном, языковом и эстетическом образовании». Правда, революционные преобразования коснулись ВГПУ ещё три года назад, когда два факультета – исторический и филологический – слились в один: гуманитарный. Не ждёт ли в будущем та же участь и ВГУ–шных филологов и историков?..

Кстати, пока одних урезают, другие процветают. Как ни удивительно, а в ВГУ наибольшее количество бюджетных мест – в этом году аж 100 – получил геологический факультет. Повезло также физикам и инженерам. Например, на направлении «прикладная математика и информатика» 95 бюджетных мест, на физическом факультете на направлении «радиофизика» – 80 мест, а на направлении «физика» – 70.

Так что пока «истребляются» филологи и историки, новые бюджетные места появляются на других, более популярных сегодня направлениях. Например, на «прикладной информатике» их стало 20, хотя до 2014 года не было ни одного. Открылись бюджетные места в магистратуре факультетов компьютерных наук, юридического, философии и психологии, журналистики. Например, на последнем готовы бесплатно обучить девять будущих специалистов по связям с общественностью. Видимо, сегодня эта профессия куда актуальней, чем профессия учителя русского языка…

До чего ещё дойдёт реформа образования? Слияние факультетов и сокращение преподавателей на том же филфаке – меньшее из зол. Куда страшнее то, что будет со школами лет через десять. Кто будет учить детей, и главное – чему? 

Гуманитариев не бросим!

справка
➊ Результаты ЕГЭ будут действительны целых четыре года. Раньше сертификат был в силе лишь один год. ➋ Ужесточены требования к пунктам проведения экзамена: теперь в классах, где сдают ЕГЭ, обязаны повесить видеокамеры. ➌ В школах, где проводится экзамен, должны быть стационарные или переносные металлоискатели.

Дмитрий Ендовицкий, ректор ВГУ:

– Мы понимаем, что сокращение набора на гуманитарные факультеты может повлечь за собой потерю сильных научных школ и преподавателей. Мы поднимаем эту проблему перед правительством Воронежской области, чтобы получить областной заказ на подготовку филологов. Помимо этого мы стараемся обсуждать на уровне администрации президента вопрос об открытии центров русского языка в других странах, потому как остро стоит проблема распространения русского языка за рубежом, в той же самой Украине и в Китае.

Та же проблема с историками. В условиях ужасающей фальсификации истории мы понимаем, что должны поддерживать наших специалистов.

Ценность профессорско–преподавательского состава этих факультетов нельзя переоценить. Мы сделаем всё для того, чтобы сохранить всех преподавателей. Никаких структурных изменений в университете не будет.

Учителя «сбегают»

Ольга Картавцева, председатель регионального отделения общественной организации «Всероссийское педагогическое собрание»:

– Любое сокращение больно для системы. Конечно, учителем гуманитарного профиля становится не каждый выпускник. Чем больше обучающихся, тем качественнее кадры мы получим на выходе.

Кадровый голод среди учителей наблюдается уже сейчас. В школе работать очень сложно, учителя превращаются в многостаночников... Многие преподаватели начинают уходить, не выдерживая такой интенсивности труда. А молодёжь приходит и… сбегает, отработав совсем небольшой срок.

Естественный отбор

Геннадий Ковалёв, доктор филологических наук, профессор:

– Это известие, что на 20 наших профессоров придётся только 10 первокурсников, звучит как совершенная дичь. Сегодня, когда нам уже не хватает детских садов и школ, власти сокращают места в вузах, ссылаясь на демографическую яму. Даже в пятидесятые годы, после войны, когда демографическая яма была ещё страшнее, вузы не сократили ни одного места! Потому что люди понимали – если мы урежем места для абитуриентов, потом будет некому учить наших детей!

Деньги нужны на Олимпиады, чемпионаты мира и прочее. Больше их взять негде, ведь не навалишь же на толстосумов прогрессивный налог! Но подспудно здесь есть и другой аспект. Потихоньку нас заставляют изучать язык «хозяев» – английский – и забывать родной.

Когда я поступал в университет – в 1965 году, – на филфак набирали 75 человек на дневное отделение и 100 – на заочное. В итоге из всего дневного выпуска в школе работали только десять. А что же будет сейчас, когда мы на первом этапе берём лишь десять человек?

Мне кажется, на филфак можно вообще принимать людей без всяких экзаменов. Пусть студентов будет 200, но уже через месяц их останется 80, а после первой сессии – 20–50 человек. Вот этих и надо будет учить. Тогда мы получим благородных людей, которые влюблены в науку, которые хотят работать в школах с детьми.

Смотрите также:



Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Оставить свой комментарий

Самое интересное в регионах
Роскачество