Примерное время чтения: 7 минут
1248

Современное искусство: развитие или регресс воронежской культуры?

Иван Горшков / Из личного архива

Сегодняшний Воронеж выходит на новый уровень культурной среды. Об этом говорят регулярные выставки, перфомансы, а также масштабные музыкальные и театральные фестивали.

В этом году в четвертый раз стартует Международный Платоновский фестиваль, на котором воронежцы познакомятся с театральным и музыкальным искусством самых разных стран мира. С каждым годом он становится все более зрелым, глубоким и насыщенным.

Однако по-прежнему остро стоит проблема развития и восприятия современного искусства в общем контексте развития Воронежа. Какое место оно занимает в культурном городском пейзаже?

«Воронежская волна». Как развивается современное искусство в городе

Воронежская публика постепенно созревает для восприятия современного искусства как неотъемлемой, если не сказать авангардной, части культурной среды города.

Один из молодых воронежских художников Иван Горшков, рассказал «АиФ-Черноземье» о своем понимании воронежской культуры:

Воронежский художник Иван Горшков Фото: Из личного архива

– Культурный уровень города зависит от интенсивности культурной активности населения: как производителей культурных событий, так и их потребителей. И, конечно, количество разнообразных выставок, спектаклей, концертов, свидетельствует о заинтересованности в них горожан. Под «уровнем развития воронежской культуры» можно понимать разные вещи. Одно дело – это среднестатистический уровень горожанина, и совсем другое –  соответствие профессионального сообщества каким-то «стандартам» столицы и мира. Сейчас в России большое внимание культурной общественности привлекает активность регионов, и Воронеж стоит на выгодных позициях. Пять лет назад в московской прессе появилось словосочетание «Воронежская волна», адресованное молодым воронежским современным художникам. Сейчас «воронежская волна» зарекомендовала себя как одна из главных сил на карте России, а имена ее участников известны широко за ее границами.

Профессор кафедры истории журналистики, театральный критик Лев Кройчик считает, что для успешного развития культуры Воронежа сегодня необходимо уравновесить понятия «нового» и «старого» искусства.

Профессор кафедры истории журналистики Лев Кройчик Фото: Официальный сайт ВГУ

– Я являюсь приверженцем традиционного искусства, считаю, что только оно способно пройти проверку временем и увековечить себя. Однако я прекрасно понимаю, что без новых слов в искусстве невозможно развитие культуры в целом. Новации обязательно необходимы, они являются неотъемлемой частью культурного развития. Ведь и Ростропович, и Шнитке были в свое время новаторами, а теперь считаются яркими представителями классической музыки. Что касается непосредственно Воронежа, то можно смело сказать, что культура развивается довольно активно, – здесь хотелось бы выделить деятельность Камерного театра и театра кукол «Шут». В музыкальной жизни города очень хорошо в последние несколько лет себя зарекомендовала Воронежская филармония, которая предлагает публике новые музыкальные жанры и направления, и у которой, что немаловажно появляется новый, молодой зритель.

Трудности перевода: сложности в восприятии современного искусства

Несмотря на то, что сегодня современное искусство набирает все большие обороты, как в мире, так и в Воронеже в частности, далеко не каждый зритель способен воспринимать новые формы и понимать авторский замысел произведения.

«Главная проблема современного искусства кроется в самом представлении о сущности искусства». Фото: Из личного архива / Иван Горшков

Иван Горшков так объясняет проблему восприятия современного искусства:

– Все больше убеждаюсь, что главная проблема современного искусства кроется в самом представлении о сущности искусства. Многие люди, хотят видеть в художнике гения, избранного, того, кому можно поклоняться, и, приходя на выставку, ждут, что сейчас на них с холстов снизойдут вечные неоспоримые истины, благость, недоступная в обычной жизни простым смертным. Но при встрече с «современным искусством» такого человека ждет разочарование, потому что здесь художник – не идол, а обычный человек, и он не транслирует истины из космоса, а просто высказывается таким образом.  Искусство для него – язык, и он говорит на нем с окружающими на равных.

Лев Кройчик, напротив, не считает, что существует проблема восприятия:

– Сегодняшнее искусство перенимает все больше бытовых элементов низшего порядка из реальной жизни. Показывать голые тела на сцене и ругаться матом считается хорошим тоном. На самом деле, нет проблемы восприятия современного искусства – есть неприятие его некоторыми людьми. Хотя нельзя отрицать, что бывают области, где бытовая жизнь органично вписывается в искусство как средство передачи образа. К примеру, в недавно вышедшем спектакле Михаила Бычкова «День города» есть сцена, где женщина беспрерывно ругается матом. При этом сказать, что она ругается, будет не совсем верно. Скорее, она на нем разговаривает. И как раз в этом случае мат работает в искусстве как средство передачи целого народного феномена.

Секрет успеха современного искусства – в действии

Воронежская культура развивается довольно стремительно, и развитие это движется как «снизу», благодаря усилиям творцов, так и «сверху», спонсируемое государством и состоятельными инвесторами. Тем не менее, существует ряд зацепок, избежав которые, можно ускорить развитие городской культуры.

Иван Горшков видит проблему в том, что не хватает инициатив.

– Не хватает тех, кто берет и делает. Такое ощущение, что вся творческая энергия потенциальных молодых художников уходит на споры в комментариях. А для полноценной жизни и развития художественного сообщества споры должны проходить в галереях, на круглых столах, на встречах с художниками... Если ты недоволен тем, как другой устраивает выставку – устрой свою!

Не каждый зритель способен воспринимать новые формы и понимать авторский замысел произведения. Фото: Из личного архива / Иван Горшков

Лев Кройчик видит проблему развития культуры в нерешительности одних творцов и излишней самоуверенности других:

– Сегодня многие молодые художники, актеры и музыканты не осмеливаются в полную силу проявлять свой талант, занимаясь вещами, не связанными с искусством. В тоже время есть так называемые «деятели искусства», которые не заслуживают этого звания. В этом, на мой взгляд, и есть самое большое препятствие для развития воронежской культуры.

Воронежская культура сегодня неявно, но все же заметно разделена на два условных лагеря: молодые творцы стремятся к постижению мира через новые и смешанные формы искусства и смелые идеи, снисходительно отзываясь о консервативных методах своих коллег (например, о театре оперы и балета). «Ветераны» воронежской культуры, в свою очередь, делают довольно резкие выпады в сторону современного театра, который предлагает публике постановки, все больше приближенные к реальной жизни, при этом стараясь выйти за рамки традиционного понимания сцены. Примером тому может служить громкий скандал, разразившийся вокруг спектакля эстонской труппы, выступавшей в рамках Платоновского фестиваля, где присутствовали откровенные сцены и ненормативная лексика.

Как бы там ни было, но в споре рождается истина. И может, отчасти, разногласия между деятелями городской культуры дают тот необходимый толчок для развития творчества, благодаря которому и развивается культурный уровень Воронежа.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах