Примерное время чтения: 8 минут
244

Ездить воронежцам без страховки или раскошелиться?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 24. АиФ-Белгород 11/06/2014
Ирина Зверкова / АиФ

Вот уже около полугода воронежские автолюбители жалуются на страховщиков. Оформить ОСАГО сегодня – дело невероятной сложности! Чего только не говорят страховые агенты: то у них бланков нет, то они не могут оформить полис без обременения, то они вынуждены поставить вас в длинную очередь, конца и края которой не видать…

Почему страховые компании отказываются оформлять ОСАГО и тянут время? Чего они добиваются, работая себе «в убыток»? Куда пожаловаться и как с этим бороться?

Сквозь глухую стену

справка
Что грозит страховой компании, если автолюбитель докажет, что его права нарушили? ➊ Суд обяжет компанию заключить договор с автолюбителем и взыщет с неё пеню в размере 3% в день, но не более стоимости самого полиса ОСАГО. Компании также придётся заплатить штраф в размере 50% данной пени и компенсацию морального вреда, размер которой будет определён судом, а также оплатить судебные издержки. ➋ Компания может быть привлечена к административной ответственности за нарушение правил оказания услуг населению. Наказание – штраф до 30 тыс. руб. ➌ ЦБ РФ может выдать страховой компании предписание на устранение выявленных нарушений. Если компания не справится с этой задачей в срок, то ЦБ РФ может прекратить её лицензию и оштрафовать её до 700 тыс. руб. ➍ Если ФАС РФ установит, что был сговор страховых компаний, то штраф для каждой из них составит весьма круглую сумму – определённый процент от выручки за правонарушения, связанные с ограничением конкуренции, или недобросовестную конкуренцию.
Несмотря на то, что первые жалобы на страховщиков начались ещё в конце 2013 года, проблема не решилась до сих пор. Как уже писал «АиФ–Черноземье», автолюбители сталкиваются с тем, что страховщики либо вовсе отказываются оформлять ОСАГО, ссылаясь на отсутствие бланков, либо ставят в очередь на месяц вперёд, либо пытаются навязать дополнительные услуги типа страхования жизни и имущества.

– У меня старые «Жигули», которые ничего уже не стоят, – позвонил в редакцию Сергей Плетнёв, пенсионер из Воронежа. – А страховщики повысили мне страховку до 4 тыс. руб. Но даже если я сдам свою машину на металлолом, боюсь, что всё равно таких денег не выручу. Где справедливость?

– Я обратился в страховую компанию за месяц до окончания страховки, – рассказывает Антон Ходунов, член общественной палаты Воронежа. – Мне сказали, что у них нет бланков, но при этом предложили более дорогую страховку. Я решил посмотреть, как обстоят дела в других компаниях – за неделю объехал семь. И везде – одна и та же картина.

После этого общественники начали проводить «контрольные закупки» в разных компаниях города. Как только страховые агенты узнавали, что за простым смертным, который к ним обратился, стоят общественные организации и СМИ, которых, конечно, тоже приглашали на акцию, то бланки чудесным образом находились, очереди пропадали, и оказывалось, что страховать жизнь или имущество вовсе не обязательно. Но не каждому автолюбителю повезло попасть в число «избранных». Большинству приходилось либо соглашаться на невыгодные условия – не ездить же без страховки, либо бороться с ситуацией самостоятельно.

Себе в убыток?

Как утверждают сами страховщики, ОСАГО для них вообще дело невыгодное. Поэтому они просят у государства повышения тарифов на этот вид страхования. Как нам пояснили в региональном УФАС, Минфин и Минэкономразвития готовы внести поправки в действующий закон и увеличить тарифы, считая доводы страховщиков обоснованными. Пока неизвестно, насколько точно увеличатся тарифы, и как изменятся коэффициенты в каждом регионе – перемен ждём с 1 июля.

Центробанк посчитал, что базовые тарифы на ОСАГО должны возрасти на 18,9–23,6%. Страховщики, кстати, просили увеличения на 40%. Планируется сначала поднять выплаты по имуществу – до 400 тыс. рублей, а вторым этапом повысить выплаты по жизни и здоровью пострадавших в ДТП – до 500 тыс. рублей.

Грядут и другие изменения: в законе об ОСАГО теперь будут прописаны условия, по которым можно предъявлять претензии к страховщику. И только после получения ответа, или если ответа не последует вовсе, можно будет обратиться в суд. Кроме того, поправки в законе дадут возможность автолюбителю самому выбрать вид компенсации – деньги или ремонт.

Большие перемены

официально
Маргарита Рыкунова, ведущий специалист–эксперт отдела защиты прав потребителей регионального Роспотребнадзора: – В этом году возросло количество жалоб на страховщиков. Но действия закона о защите прав потребителей не распространяются на договор о страховании автотранспортного средства, потому что этот договор публичный, он должен быть заключён с любым обратившимся гражданином. Проверки проводятся тогда, когда полис уже выдан, а потребителю навязывают дополнительные платные услуги. Вот тогда можно обратиться в Роспотребнадзор. Кстати, во время проверок никаких проблем с бланками у страховщиков не возникало – страховали всех. Проблема в том, что из–за отсутствия доказательств очень трудно привлечь нарушителей к ответственности, так как они, в свою очередь, заявляют, что услугу автовладельцы приобрели добровольно.
Есть версия, что именно из–за грядущего повышения тарифов страховщики не торопятся с оформлением ОСАГО, ведь когда они вырастут, работать станет куда выгоднее. Вообще, на страховом рынке сейчас неспокойно – одни компании уходят, вторые пытаются заработать как можно больше. Отсюда и дополнительные услуги, и другие нарушения.

Так, одна из страховых компаний Борисоглебска вообще предлагала автолюбителям пройти техосмотр в определённой фирме, чтобы получить ОСАГО. Сейчас этот факт проверяет местное УФАС. Другие компании идут ещё дальше, предлагая оформить целый пакет услуг, куда входят ОСАГО, техосмотр, страхование жизни и здоровья. Ещё одно ноу–хау, замеченное в Воронеже: некоторые магазины мобильных устройств, имеющие в своей структуре также и банк, предлагают клиентам вместе с покупкой одной из услуг в качестве бонуса приобрести полис ОСАГО без обременения.

Интересно, что проблема с ОСАГО есть во всех регионах ЦФО, а вот Москву она не затронула. Там всё оформляют как положено, да и бланков хватает. Нестоличным автолюбителям  остаётся «утешаться» тем, что скоро вопрос должен решиться – за их счёт, нужно лишь дождаться повышения тарифов. Впрочем, в один прекрасный день страховщики опять решат, что денег мало, и вновь применят проверенную схему. Почему бы и нет? Ведь власти ничего не делают, чтобы их остановить, а что касается рядовых автолюбителей, то тут всё просто – слабый в поле не воин.

Гонка за лидером

Владимир Рохмистров, руководитель Воронежского УФАС:

– Мы никаких согласованных действий в работе страховых компаний не установили. В Воронежской области одна доминирующая страховая компания. В такой ситуации трудно говорить о согласованных действиях – для этого нужно иметь соответствующую долю на рынке. Поэтому это не сговор, а скорее гонка за лидером. Мы обращались в доминирующую компанию –

там нет централизованных указаний со стороны её руководства о навязывании дополнительных услуг, вероятно, это инициатива менеджеров на местах.

Всего к нам поступило около 100 жалоб от автомобилистов. Но мы не получили никаких доказательств того, что права граждан были как–то ущемлены. На федеральном уровне планируется ввести поправки в законодательство –

увеличится сумма страховых взносов. Когда это произойдёт, в каждом регионе будут устанавливать свои коэффициенты. И Воронежская область наверняка попадёт в рисковую зону, потому что здесь происходит много ДТП.

За бланками? – В очередь!

Андрей Головлёв, автолюбитель из Воронежа:

– Я знал, что с оформлением ОСАГО сейчас не всё гладко, поэтому был готов к трудностям. Обратился в страховую компанию, оказалось, что для получения полиса придётся занимать очередь с трёх часов утра. Меня такой поворот не устроил, я отправился в другую компанию. Пришёл туда я в пятницу, а застраховался только в среду утром. График работы здесь с 9.00 до 12.00. Каждый день люди приходили и составляли список – около 60 человек. За три часа успевали пройти человек 15. После 12.00 проводили перекличку, вычёркивали тех, кто не пришёл, и на следующий день повторялось то же самое. Так я и ездил туда каждый день. Но в остальном здесь всё было нормально – бланки есть, цена разумная.

К сожалению, законом не установлен срок, за который компания должна оформить страховку. Страховаться нас заставляют, а как мы это будем делать, никого не волнует. Я думаю, что это создание очередей – искусственное. Может, если бы компании принимали людей весь день, то и никаких очередей бы не было. Непонятно, почему власти не могут принять закон, который обязал бы страховые компании выполнять свою работу качественно и в срок. Ведь это платная услуга, но мы почему–то должны терять не только деньги, но и своё время.

Не жалуйтесь на тарифы!

Константин Квасов, председатель общественной организации «Русские люди»:

– То, что происходит, не поддаётся логике. Нарушаются не только права граждан, но и дискредитируются органы власти. Ведь если государство ввело это обременение, значит, оно и должно участвовать в процессе.  

Мы выработали несколько предложений, которые могли бы заинтересовать страховщиков и облегчить жизнь автовладельцам. Например, если у компании нет полисов ОСАГО, можно продлевать старые. Если решение проблемы в этой отрасли будет системным, то нам удастся избежать массового недовольства в обществе.

Страховые компании ссылаются на проблемы с бумагой? Может, нужно договориться с властями о предоставлении субсидий на бланки? Страховщикам не хватает рук для организации выдачи полисов? Пусть обратятся в общественные организации – найдутся волонтёры.

На мой взгляд, компании должны быть благодарны за это обременение и даже в ноль работать по ОСАГО. Получается, государство обеспечило страховщикам клиентов, с которыми можно работать, которым можно продавать различные услуги, но заметьте, не навязывать, а продавать. По моему мнению, это супер­акция по приводу клиентов, и нужно радоваться и благодарить, а не жаловаться на низкие тарифы.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах