aif.ru counter
234

Воронежцы получат в декабре новые платёжки. Кому дорога в «общий котёл»?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 37. Аиф-Черноземье 10/09/2014
Фото Валерия Христофорова / АиФ

Уже в декабре воронежцы получат платёжки с новой строкой расходов – на капремонт. Большинство жителей нашего города пока не предприняли никаких действий, чтобы завести спецсчёт, на котором бы копились деньги конкретного дома, хотя далеко не каждому выгодно отправлять свои средства в так называемый «общий котёл». А тем временем у желающих открыть спецсчёт осталась всего неделя на то, чтобы провести собрание жильцов и оформить все документы.

В чём плюсы и минусы сбора денег в «общий котёл» и накоплений на спецсчёте? Как действовать жильцам, и на что нужно обратить особое внимание?

Загадочные пятилетки

По законодательству, в течение шести месяцев с момента опубликования региональной программы капремонта собственники должны самостоятельно принять решение о том, какой они выберут способ накопления: спецсчёт дома или общий котёл. И этот срок истекает 17 сентября. А с 17 ноября наступает обязанность платить за капремонт. Т. е. уже в декабре мы получим платёжки с новой статьёй расходов. Жильцам придётся выложить по 6 рублей 20 копеек с каждого квадратного метра квартиры. Не останутся в стороне и собственники нежилых помещений – им тоже придётся платить за капремонт.

– Прочитала в вашей газете, что нужно провести собрание, сделать выбор, но в нашем доме никто и не чешется что–то созывать, – жалуется Ирина Назарьева, жительница Воронежа. – Совета дома у нас нет, собрание проводить попросту некому. А большинство жильцов даже не знают, что вообще должны принимать какое–то решение. Одна надежда, что наш дом попадёт в первую пятилетку капремонта, всё–таки он у нас уже старый…

По логике, старым домам, которые стоят первыми в очереди на капремонт, выгодно складывать деньги в общий котёл. Но проблема в том, что никто не знает, когда придёт черёд ремонта того или иного дома. Пока проводится технический мониторинг состояния домов: управляющие компании подают информацию в управы районов, те – в мэрию, оттуда – в правительство области, затем эти данные дойдут до регионального оператора.

Проблема в том, что единственный достоверный документ, по которому можно определить состояние дома – это техническая документация, которая содержится в бюро технической инвентаризации (БТИ). Но эти сведения не обновлялись в течение десятков лет. Конечно, если дом разменял третий десяток с тех пор, как был составлен документ о его состоянии, многое изменилось. Поэтому жильцы не могут узнать, в каком именно году их дом попадёт в программу капремонта. Пока дома разбиты по пятилеткам: по дате первой приватизации и году постройки. Но это просто перечень, в какой последовательности будет проводиться капремонт – неизвестно.

Рассчитана программа до 2044 года, т. е. жители новых домов, если их средства пойдут в общий котёл, могут годами, да что там, десятками лет, ежемесячно платить за капремонт по сути чужих домов, ведь до них очередь дойдёт очень нескоро. А учитывая, как быстро всё меняется в наше время, может и вовсе не дойти…

Впрочем, в июне областное управление ЖКХ и энергетики утвердило краткосрочный план –

примерно в полутора сотнях самых ветхих домов региона капремонт должен быть сделан уже в 2014–2015 годах.

Подводные камни спецсчётов

Для тех, кто выбирает спецсчёт, всё тоже непросто, ведь в этом случае огромную работу предстоит проделать самим собственникам. Тот, кто платит в общий котёл, просто отдаёт 6,2 руб. за квадратный метр и ни о чём не беспокоится. А если открыт спецсчёт, то жильцы должны сами работать с должниками, вводить целевой сбор на непредвиденные ситуации, искать компанию, которая будет осуществлять технадзор, делать проектно–сметную документацию и т. п.

– Когда встал вопрос о капремонте, основная масса жильцов нашего дома однозначно высказалась за свой счёт, – делится опытом Нина Аксянова, исполнительный директор ТСЖ «Радуга». –

Нашему дому всего 16 лет, если идти к региональному оператору, то мы попадём в программу ремонта лет через 20. У нас уже много лет своё ТСЖ – оно появилось в Воронеже одним из первых, и мы хотим сами распоряжаться своими деньгами. Мы планируем тратить средства по мере их накопления, определяясь с приоритетами. Нужно нам, предположим, трубы поменять, мы накапливаем необходимую сумму, ищем подрядчика и меняем трубы.

Если же речь идёт о доме, которым управляет УК, то обязательно должен быть ответственный знающий совет дома. Жильцам нужно выбрать собственника, который будет работать со спецсчётом. Этот человек должен быть соответствующим образом подкован, понимать, например, чем отличается шифер от металлочерепицы, какие трубы нужны для отопления и т. п. За полгода до того, как дом отправится на кап­ремонт, региональный оператор должен прислать уведомление. И у собственников останется полгода на то, чтобы разработать сметы, подготовиться к капремонту и найти подрядчика.

Кстати, с нового года предлагается сделать владельцами счетов управляющие компании, но это не выход. Мы старательно уходили от того, чтобы УК распоряжались средствами жителей, а теперь у управляющих компаний появился шанс вновь завладеть деньгами собственников. Впрочем, всё в руках жильцов – если они сами не проголосуют за это, то УК никак не смогут распоряжаться данными средствами.

Но как бы то ни было, а решение, как жильцы будут копить деньги, нужно принимать уже сейчас. Те, кто не откроют спецсчета, по умолчанию отправятся в общий котёл – к региональному оператору. И если со спецсчёта перейти в общий котёл можно за один месяц, то для обратной операции понадобится два года.

Есть и третий путь – собственники могут решить складывать деньги на спецсчёт, но доверить управление им тому же региональному фонду капремонта. Как рассказали в этой организации, такой способ выбрали жители 14 многоэтажек.

Со второй попытки

А что же будет с деньгами, которые попадут под контроль регионального фонда капремонта? Можно ли поручиться за сохранность огромной суммы, тем более что эти вклады не будут застрахованы? Какому банку их доверят?

Учитывая все опасения, было решено допустить к участию в конкурсе только кредитные организации с собственными средствами не меньше 20 млрд руб., а это лишь самые крупные отечественные банки.

Первый раз конкурс был объявлен 23 июня. Выбор победителя зависел в числе прочего от доли государственного участия в уставном капитале и финансового рейтинга, присвоенного одним из международных агентств. Но организаторы конкурса перестарались. Уже через несколько дней ВТБ, Газпромбанк и Россельхозбанк заявили, что критерии оценки нарушают закон о конкуренции. Газпромбанк не устроили требования к доле госучастия, а ВТБ и Россельхоз указали, что их рейтинги не имеют ничего общего с реальностью: агентства снизили оценки по политическим соображениям из–за противостояния России и Запада в украинском конфликте.

В итоге конкурс был объявлен повторно – 1 сентября. Международные рейтинги уже учитывать не будут, а вот критерии, связанные с госучастием, останутся. Андрей Слесарев, директор фонда, указал, что они связаны с социальной значимостью задачи.

О том, кто станет хранителем общего котла, мы узнаем 16 сентября – именно в этот день будут вскрыты конверты.

Нужны гарантии

Вера Горобенко, председатель совета одного из домов:

- Мы решили открыть спецсчёт, чтобы обезопасить собственные средства, которые будем вносить на капремонт. Мы доверяем государству, но слишком много было моментов, когда оно нас обманывало. Если на протяжении двух-трёх лет мы убедимся, что программа работает качественно, а деньги используются по назначению, тогда, может, перейдём в общий котёл. Если же будем сомневаться в том, что наши средства пойдут куда следует, а не кому-нибудь в карман, то будем создавать ТСЖ.

Мы уже знаем, куда потратим накопленное. Но проблема в том, что денег, которые мы будем перечислять на специальный счёт, для капремонта всего дома не хватит. За 30 лет мы наберём только 45 млн рублей, а чтобы решить три основные проблемы нашего дома: поменять трубы отопления, заменить лифты, перекрыть крышу, по грубым прикидкам нужно 86 млн. Поэтому властям нужно решить два важных вопроса: конкретизировать долю софинансирования государства на капремонт, а также принять закон о страховании специальных счетов. Все счета открываются в банках, но в наше время любой банк может развалиться. Государство готово возместить лишь вклады до 700 тыс. руб., а на спецсчётах будут миллионы. Поэтому, конечно, нужны дополнительные гарантии сохранности средств жителей.

Как сохранить деньги?

Татьяна Головачёва, зампредседателя комитета областной Думы по ЖКХ и строительству, руководитель региональной общественной организации «Жилищный контроль»:

- Техническая сторона программы капремонта требует доработки. К примеру, сохранность средств. Ни один банк не даёт как региональному оператору, так и гражданам такого процента по вкладам, который бы полностью нивелировал инфляцию. В итоге получается, что деньги, если их долго хранить на счёте, будут обесцениваться. Поэтому нельзя позволить деньгам просто накапливаться – они должны работать, а если всё-таки храниться, то с достойным процентным обеспечением.

Второй момент: многие люди не хотят платить за капремонт. Это ещё отголоски реализации Федерального Закона № 185. Но если мы не будем форсировать эту программу, мы можем потерять весь жилой фонд. Жильё, в которое больше 20 лет ничего не вкладывалось, а это подавляющее большинство многоквартирных домов региона, обветшало, постарело и требует капитальных вложений. Для того чтобы жилой фонд страны привести в удовлетворительное состояние, нужно порядка 90 трлн рублей. Это деньги, сопоставимые с бюджетом целой страны. Естественно, что государство не может найти такую сумму. Жители должны понимать, что имеют в собственности жильё и часть домового имущества, и обязаны вкладывать деньги в его содержание.

Слишком много белых пятен

С того момента, как человек становится собственником жилья, у него появляется обязанность его содержать, то есть проводить текущий и капитальный ремонт не только своей квартиры, но и общедомового имущества.

У нас в стране объём многоквартирных домов, которым необходим капремонт, просто огромный. Жилищный кодекс работает уже девять лет, а собственники не то что капремонт не делали, даже до текущего руки не доходили. И вот их поставили в известность, что они сами должны ремонтировать общее имущество в доме, а для этого нужно собирать деньги. Учитывая огромные суммы, которые надо накопить, государство софинансирует расходы, правда, неизвестно - в каком размере.

Например, чтобы качественно отремонтировать фасад в 14-подъездном доме, нужно около 12 млн руб. Это очень большие деньги. Если ремонт в вашем доме планируется нескоро, выгоднее заводить спецсчёт, так ваши деньги остаются в сохранности. Если даже вы не сумели к моменту капремонта накопить нужную сумму, то региональный оператор имеет право забрать ваши деньги со спецсчёта, добавить к ним средства из общего котла и сделать вам ремонт, когда положено по программе.

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)
Loading...

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах
Роскачество