aif.ru counter
203

Александр Сокуров: «Общество должно найти силы настаивать на просвещении»

Александр Сокуров выступил в рамках «Открытой лекции» в Воронеже 15 ноября.

В лекции, которая изначально имела название «Об ответственности одного человека перед историей», кинорежиссер затронул множество проблем. В этот раз Сокуров поговорил с воронежской аудиторией о культуре и государстве, искусстве, исторических процессах и политике.

О культуре и государстве

Одной из главных проблем, мешающих нормальному развитию страны, по мнению Александра Сокурова, является необразованность. Во время лекции он несколько раз подчеркивал важность образования и просвещения для культурной жизни отдельного человека и общества. (Кстати, отсутствие всеобщего бесплатного высшего образования режиссер считает бедой и позором страны).

Фото: «Открытая лекция»

Просвещение непосредственно связано с литературой. А без крупной литературной традиции, согласно Сокурову, существование человека невозможно. Правда, в нынешнее время происходит некое обнищание – читателей становится все меньше. Да и заставить себя мыслить у современного человека не всегда получается. Режиссер подчеркивает, что сегодня можно наблюдать радикальное снижение культурных потребностей людей.

Государство и культура существуют рядом, иногда разъединяясь и сливаясь. По идее – смысл властной организации заключается в защите и развитии общечеловеческих ценностей. В какой-то момент государство понимает, что культура ему необходима. Правда, понимание характерно для тоталитарного режима. «Великая культура, – сожалеет режиссер  – не создается практикой демократических государств».

Поэтому общество должно находить в себе силы настаивать на просвещении и быть его источником. Иначе в сумерках может произойти все что угодно.

Об истории

–Попробуйте увидеть что-то новое в том, что происходит в современных политических процессах нашей страны, – говорит Сокуров. – Ничего нового вы не увидите.  В политике не бывает новизны. Такова закономерность развития истории Старого Света – основные фазы истории пройдены, траектория обозначена.

В такой ситуации интересно знать, что заставит нас измениться. Нужны силы, которые сдвинут исторический процесс с готовой дороги. Ведь если движение продолжится по заданному и повторяющемуся пути, мы скоро встретим новый НЭП и новые исправительно-трудовые лагеря. В этой связи интересен парадокс, о котором напоминает режиссер.

– Мы ждем повторение истории. Мы готовы к военным испытаниям, лишениям. Мы даже готовы оценивать конкретную человеческую жизнь значительно ниже жизни государства. Несмотря на то, что оно как раз и должно охранять человека.

Фото: Кинопоиск

Повторяемость истории, по мнению режиссера, деликатно фиксируют музеи и литература. Кино, впрочем, – не исключение. В тетралогии власти Сокурова эта тема тоже находит отражение. Как мы помним, центральным образом двух первых фильмов является тиран в обыденном амплуа. Он, поверженный (в моральном плане) и больной, воплощается в двух фигурах – Гитлере и Ленине.  Именно порядок появления персонажей отрицает закономерный исторический взгляд на происходящее (за ними на сцену тетралогии выйдут император Хирохито и Фауст). Однако такая последовательность точно иллюстрирует идею повторяемости исторического процесса.

О кино

Александр Сокуров считает, что современный кинематограф является серьезной деструктивной силой. Молодой, богатый, возглавляемый мощной и энергичной американской кино-братией, он способен на очень большие разрушения. Дело в том, что кино полюбило криминальный сюжет. А так как многие киношники плохо образованы и глубоко погружены в товарно-денежные отношения, у них сдвинуты представления о моральных ценностях.

Прививание терпимости к насилию над человеком, эстетическая обработка образа войны, пожалуй, самые страшные вещи, которые есть в современном кино. Причем остановить эти практики невозможно. Процесс романтизации необратим, хотя понятно, что война и убийство в реальности выглядят не так, как на экране. Танк красиво не горит, а раненный человек не произносит пламенных речей.

– В войне нет никакой эстетики. Как нет и никакой этики. Это действие отвратительно от начала до конца. Создание терпимости к процедуре умерщвления человека – вот этим искусством кинематограф овладел в полной мере.

Отвечая на вопросы воронежцев, режиссер рассказал, что его тетралогия власти закончена и продолжаться не будет. Но у него есть планы на продолжение дилогии.

Фото: АиФ

–Я бы хотел сделать третий фильм в серии – был «Мать и сын» (1997), «Отец и сын» (2003). За ними планируется сделать «Два брата и сестра». Это фильмы о том, что делать, когда любви слишком много. Это проблема не менее трагична.

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)
Loading...

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах
Роскачество