Примерное время чтения: 6 минут
938

От Благородного до Зимнего. Как в Воронеже зарождался театр?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 13. Аиф-Черноземье 25/03/2015

Сегодня в нашем городе насчитывается шесть разных театров на любой вкус. И почти в каждом из них всегда аншлаги.

Но всегда ли Воронеж слыл театральным городом? Об этом в преддверии Дня театра, который отмечается 27 марта, нам рассказала краевед Ольга Рудева. Вместе с ней мы совершили экскурсию в Воронеж конца XVIII века - именно тогда в маленьком провинциальном городке зарождалось искусство Мельпомены…

Начало начал

это интересно
В начале ХХ века позволить себе поход в театр могли даже студенты и гимназисты. Цены на билеты колебались от 10 копеек до 1 рубля - всё зависело от того, кто выступает. Каждый антрепренёр назначал свою цену. Так, когда в 1910 году в Воронеж с концертом прибыл Фёдор Шаляпин, все газеты как одна писали о том, что билет стоит баснословно дорого. Певец заломил за вход аж целый рубль! Всё же другие артисты брали меньше. Как рассказывает краевед Владимир ЕЛЕЦКИХ, в те времена за 50 копеек, что составляло среднюю стоимость билета в театр, можно было купить десять свежайших булочек на вокзале. Сегодня стоимость билетов в воронежских театрах разная. Так, в драмтеатре билет в среднем стоит от 300 до 950 рублей, на детские спектакли - от 150 рублей; в ТЮЗе - от 100 до 300 рублей; в Камерном - от 600 до 1200; в театре оперы и балета - от 100 до 650 рублей.
Театральная история нашего города начиналась с воронежского наместника Василия Черткова. Именно в его доме - там сейчас расположен университет инженерных технологий - в 1787 году появился первый «Благородный» театр. Правда, играли в нём не профессиональные актёры, а дети наместника и его сослуживцев-чиновников.

В начале XIX века в Воронеже появилась и первая труппа. В 1801 году здесь выступал московский комический актёр Петров, открывший сезон оперой Аблесимова «Мельник, колдун, обманщик и сват». Говорят, что комик прикарманил тогда 10 тыс. рублей и был таков.

Мало что известно о театральной жизни Воронежа в последующие два десятилетия. Зато в 20-х годах XIX века слава драматического театра города прогремела на всю страну. Газета «Северная пчела» назвала местную приму Любовь Млотковскую «наилучшей Офелией XIX века». В те годы драматический театр уже располагался на том самом месте, где стоит и по сей день.

Через 30 лет набирает популярность драматургия Островского. Наш драмтеатр даже называли «Домом Островского в провинции», потому что в то время именно здесь вслед за Малым и Александринским театрами ставили его пьесы. В 60-х годах в репертуаре было десять (!) пьес драматурга.

Местные самородки

Именно на воронежской сцене взошла звезда талантливого актёра ХIХ-ХХ веков Александра Остужева. Он родился в 1874 году в семье паровозного машиниста. Правда, фамилия у него тогда была иная - Пожаров. Родители отдали сына в техническое училище - по стопам отца. Но мальчик был далёк от подобной работы, к тому же вскоре его отчислили за грубость надзирателю, и он начал наниматься в массовку к заезжим гастролёрам.

Впервые Пожаров вышел на сцену воронежского театра в 1894 году. Тогда-то его и заметил актёр и драматург Александр Южин. Он забрал подающего надежды юношу в Москву, устроил на драматические курсы и пригласил в Малый театр. Восходящая звезда отличалась необыкновенным голосом - неудивительно, что на сцене артист имел большой успех.

Но как Пожаров стал Остужевым? Говорят, что молодому актёру посоветовали сменить фамилию, потому что, когда зрители скандировали «Пожаров!», её легко можно было спутать с криками о пожаре. Но есть и другая версия - будто фамилия Остужев была призвана «потушить» чересчур буйный нрав артиста.

В 1910 году Остужев переболел болезнью Меньера и полностью потерял слух. Однако со сцены не ушёл, а изобрёл особую систему работы в театре для глухих актёров. Ещё до первой репетиции он учил не только свой текст, но и слова коллег, и на сцене читал по губам. После некоторого творческого кризиса Остужев уже в зрелом возрасте добился больших успехов. За роль Отелло он получил Сталинскую премию первой степени. Сегодня в Воронеже есть улица, названная в честь актёра.

ХХ век представляет…

Перед революцией воронежский театр назывался городским Зимним, а в 1918 году - Большим Советским. Конечно, раз был Зимний, был и Летний, и даже не один. Летние театры располагались в Первомайском саду, в саду Эрмитаж (рядом с ДК Железнодорожников. - Ред.), Народном доме и в саду семейного собрания (у Дома офицеров. - Ред.).

Трагичными стали для театра военные годы. По некоторым данным, только два театра Европы «удостоились» прямого попадания бомбы: миланская опера Ла Скала и воронежский драмтеатр. Здание было разрушено практически полностью. Удивительно, но уже в 1944 году театр восстановили. Первым спектаклем после перерыва стал «Горе от ума». Более того, тот воронежский спектакль транслировали по радио.

Кто только не посещал наш театр: Щепкин, Мочалов, Ермолова, Комиссаржевская, Островский, Чехов… всех и не перечислить! В ноябре 1926 года на его сцене выступал Владимир Маяковский, а в 30-е годы прошлого века здесь частым зрителем был писатель Андрей Платонов. В 1935-1936 годах заведующим литературной частью театра служил поэт Осип Мандельштам, который находился в Воронеже в ссылке.

В 1959 году прошлого века театр получил имя Алексея Кольцова, что довольно не­ожиданно, ведь сам Кольцов не имел никакого отношения к драматическому искусству. Всё дело в том, что в 1958 драма нашего театра «Алексей Кольцов» имела большой успех на фестивале в Москве. А в следующем году, когда исполнилось 150 лет со дня рождения поэта, театр назвали в его честь.

В нашем городе процветал не только драмтеатр: 8 октября 1925 года в зале Воронежского университета состоялось первое кукольное представление. А 5 ноября 1930 года театр кукол ВГУ передали в ведение областного отдела народного образования при Молодом театре. Своё помещение у театра кукол появилось только через 50 с лишним лет - в 1984 году! Зато какое - здание кукольного театра до сих пор считается одним из самых красивых в Воронеже.

В сентябре 1931 года начал работать театр музыкальной комедии - будущий театр оперы и балета, организованный на базе коллектива профессиональных артистов. Помещение для него стали строить ещё до войны, но завершить строительство не успели - после Великой Отечественной пришлось всё начинать заново.

В последующие годы на сценах воронежских театров зажигали новые звёзды, ставили громкие спектакли, собирали аншлаги. Вскоре в городе появились Театр юного зрителя, Камерный театр, «Антреприза». Драматический театр после долгих лет ремонта, наконец, заново обрёл свой дом - прекрасно отреставрированное здание храма искусств теперь украшает город. И внешний вид, и интерьеры хранят в себе очарование ушедшей эпохи и символы того самого Зимнего театра…

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах