Говорящие цифры
В часы пик «ГАЗели» и «ПАЗики», то есть. большая часть подвижного состава, переполнены: водители набивают пассажиров так, что едва удаётся закрыть двери. Если удаётся… Например, в начале апреля на остановке у цирка от напора большого количества пассажиров не выдержала и сорвалась с петель дверца «ГАЗели». Благо, случилось это на остановке, а не во время движения.
Столкновения автобусов или троллейбусов с другими транспортными средствами стали обыденным явлением. Так, 6 марта маршрутный ПАЗ врезался в КамАЗ на Северном мосту. 2 апреля маршрута № 8 на ул. Защитников Родины въехала в иномарку: хозяин авто был госпитализирован с сотрясением мозга.
А 12 апреля у дома № 114 по Ленинскому проспекту ЛиАЗ маршрута № 41 протаранил стоящие на светофоре ПАЗ и «ГАЗель». По словам очевидцев, столкновение было довольно сильным: ЛиAЗ лишился фронтальной рамы, а у ПAЗа разбилось заднее стекло, и рама вдавилась в салон. Травмы получили два пассажира. И это при том, что в автобусах находилось всего 16 человек.
Ещё один случай: 22 апреля в Советском районе водитель автобуса № 113КТ вдруг резко прибавил скорость, вылетел на встречку и помчал по ремонтируемому участку дороги прямо на бригаду рабочих. Просто чудом не врезался во встречные автомобили и никого не задавил.
Неудивительно, что аварийность с участием общественного транспорта ежегодно растёт. В 2015 году количество ДТП по вине водителей маршруток стало больше на 45%, а людей, получивших в них травмы, — на 54%. В прошлом году было зарегистрировано 133 ДТП с участием пассажирского транспорта, в которых 6 человек погибли и 165 получили ранения. В этом году негативная тенденция продолжает усугубляться. В I квартале зарегистрировано уже 49 ДТП с участием автобусов, в которых 7 человек погибли и 73 — травмированы.
В рамках весеннего рейда был остановлен первый попавшийся автобус, и оказалось, что у водителя нет свидетельства о прохождении техосмотра, поскольку никакого техосмотра автобус не проходил вовсе. За халатное отношение, угрожающее жизни людей, водителю выпишут штраф в размере от 500 до 800 (!) рублей.
Всего же за неделю, проверив 262 автобуса, автоинспекторы выявили 152 нарушения. Почти все оштрафованные водители управляли транспортом с техническими неисправностями! А водители двух маршрутных «ПАЗиков» самовольно установили газобаллонное оборудование, что тоже небезопасно.
Аварийность с участием общественного транспорта в Воронеже ежегодно растёт.
Кто решит проблему?
Свои «американские гонки» водители общественного транспорта пытаются объяснить низкими тарифами за проезд. С 1 июля проезд может подорожать на 2 рубля — до 17 рублей, хотя перевозчики настаивали на 23-х. Но изменит ли рост цен ситуацию?
По мнению председателя воронежского отделения комитета по защите прав автомобилистов, экс-инженера службы организации дорожного движения управления ГИБДД области Николая Киселёва, бардак и беспредел останутся до тех пор, пока в пассажирских перевозках будут процветать серые схемы и чёрный нал — нужна автоматизированная система оплаты проезда.
«В регионе проводятся ежеквартальные показные операции по профилактике нарушений. Но проблема в том, что постоянного надзора за дисциплиной и вождением нет. Управление дорожного надзора, Госавтоинспекция лишь в единичных случаях наказывают водителей за нарушения и лишь тогда, когда благодаря видеорегистраторам автомобилистов факты просачиваются в СМИ. Предупреждения властей о расторжении договоров на перевозки остаются лишь предупреждениями. Потому и дисциплина водителей маршруток падает и растёт аварийность», — считает Николай Киселёв.