5 июня для Платоновского фестиваля стало знаковым днём. Впервые за шестилетнюю историю фестиваля на воронежской сцене выступал композитор, исполняющий собственные произведения.
Беньямин Юсупов исполнил концерт для фортепиано с оркестром впервые в России! При этом в роли дирижера выступил знаменитый музыкант Максим Рысанов. Об уникальном шоу, слабых местах классической музыки и свободе слова композиторов рассказали сами артисты.
О воронежском оркестре и танцах
Максим Рысанов (Великобритания): Уже на первой репетиции оркестр был практически готов к концерту. Любой дирижер, который бы пришел, почувствовал себя очень комфортно. Оставалось добавить один-два эффекта, округлить немного. Я впервые выступаю на одной сцене с Беньямином, хотя альтовый концерт играл много раз. И я впервые играю под управлением Бени - для меня особая дата.
Беньямин Юсупов (Израиль): Когда я писал сочинение, моей главной задачей было добиться, чтобы люди перестали смеяться над альтистами. Чтобы было понятно, как альтист играет.
Максим Рысанов: Ты не первый, кто так думал, когда писал такое произведение. Но этот концерт настолько труден, что если музыкант не очень хорошо играет, то все будет реально плохо. В этом концерте огромная оркестровая партитура, это я уже как дирижер говорю. С огромным количеством инструментов и красок. Наверное, отличие Бени именно в новизне красок. Но играть этот концерт очень приятно, несмотря на его трудность.
Первая часть называется рок-танго. В ней задумано, чтобы солист танцевал танго в конце концерта. Но я последний раз танцевал на дискотеке в 18-летнем возрасте, поэтому я наотрез отказался. И думаю, что даже лучше, когда приглашена профессиональная пара. И для этого Беня сделал версию последней части концерта «Go tango» – версию для альта с оркестром. Раньше была просто оркестровая версия, где солист танцует. В этом концерте есть интересная часть – рок, где альт усилен отдельным микрофоном, и музыка становится ударной.
О редизайне и музыке для молодежи
Беньямин Юсупов: В этом концерте я делаю мост между музыкой XIX века к XXI, минуя XX. Что такое XXI век - синтез, благодаря интернету и современной коммуникации. Мы видим, что происходит во всех странах мира, и слышим разные жанры рок-музыки, танго. Чайковский мог слышать только то, что было в Москве и Санкт-Петербурге. И только приехав в Италию, он мог услышать итальянскую музыку. Произошел поворот сознания в сторону глобализации, с одной стороны, а с другой - колоссальный взлет мастерства современных исполнителей. То, что сегодня делает Максим Рысанов, конечно, не могло и сниться музыкантам XIX века. Уровень игры вырос, а репертуар так и остался.
Кроме того, одно из слабых мест классической музыки - это дизайн и то, как проводятся концерты. У музыкантов так много проблем, и так мало оплачивается наш труд, что мы, видимо, сосредотачиваемся полностью на музыке. В отличие от рока и театра, мы не уделяем внимания всему тому, что окружает музыку. Эта одна из причин, почему в концертный зал ходят пожилые люди, те которые привыкли к определенной концепции концерта, а молодежь не посещает. Когда я писал концерт, думал, как бы привлечь молодежь - написать рок, танго, сделать световые решения. Дать массу возможностей для импровизации солистам, ударникам, гитаристам, ввести какие-то дополнительные инструменты, которые не используются в классическом симфоническом оркестре. Не знаю, удалось мне или нет. Но факт в том, что этот концерт довольно часто исполняется во многих странах мира.
О классике и современности
Беньямин Юсупов: Говоря вообще о современной музыке двадцать первого века, надо определить, что такое двадцатый. Музыка раньше развивалась по прямой. В Европе после Первой мировой войны композиторы в какой-то момент сказали: «Мы хотим заниматься тем, что интересно нам. Уйти в свой мир, быть учеными, развивать науку, которая называется композиция, вне зависимости от потребностей публики».
С другой стороны, было сильно такое движение в музыке как менеджмент, появились агентства. Это привело к тому, что появился какой-то конвейер делания денег. И для того, чтобы конвейер работал, нужно было найти какие-то очень простые работающие модели. Это все привело к тому, что композиторы стали одним обществом. А музыканты и исполнители - это другое общество. Они, в основном, играли классический репертуар, который публика любит и за который платит деньги. Все это привело к размежеванию, которое, я считаю, называется общим словом «авангардизм». И в XXI веке мы видим последствия этого процесса. Произошла свобода мышления не только в печати и в сознаниях людей, но и у композиторов. У них сейчас много разных выходов. Они могут делать все, что хотят.