Примерное время чтения: 5 минут
214

Беньямин Юсупов в Воронеже: «Слабое место классической музыки - это дизайн»

Сюжет Платоновский фестиваль искусств - 2019
Воронежский областной Дом журналистов / Фото с сайта

5 июня для Платоновского фестиваля стало знаковым днём. Впервые за шестилетнюю историю фестиваля на воронежской сцене выступал композитор, исполняющий собственные произведения.

Беньямин Юсупов исполнил концерт для фортепиано с оркестром впервые в России! При этом в роли дирижера выступил знаменитый музыкант Максим Рысанов. Об уникальном шоу, слабых местах классической музыки и свободе слова композиторов рассказали сами артисты.

О воронежском оркестре и танцах

Максим Рысанов (Великобритания): Уже на первой репетиции оркестр был практически готов к концерту. Любой дирижер, который бы пришел, почувствовал себя очень комфортно. Оставалось добавить один-два эффекта, округлить немного. Я впервые выступаю на одной сцене с Беньямином, хотя альтовый концерт играл много раз. И я впервые играю под управлением Бени - для меня особая дата.

Беньямин Юсупов (Израиль): Когда я писал сочинение, моей главной задачей было добиться, чтобы люди перестали смеяться над альтистами. Чтобы было понятно, как альтист играет.

Максим Рысанов: Ты не первый, кто так думал, когда писал такое произведение. Но этот концерт настолько труден, что если музыкант не очень хорошо играет, то все будет реально плохо. В этом концерте огромная оркестровая партитура, это я уже как дирижер говорю. С огромным количеством инструментов и красок. Наверное, отличие Бени именно в новизне красок. Но играть этот концерт очень приятно, несмотря на его трудность.

Первая часть называется рок-танго. В ней задумано, чтобы солист танцевал танго в конце концерта. Но я последний раз танцевал на дискотеке в 18-летнем возрасте, поэтому я наотрез отказался. И думаю, что даже лучше, когда приглашена профессиональная пара. И для этого Беня сделал версию последней части концерта «Go tango» –  версию для альта с оркестром. Раньше была просто оркестровая версия, где солист танцует. В этом концерте есть интересная часть – рок, где альт усилен отдельным микрофоном, и музыка становится ударной.

О редизайне и музыке для молодежи

Беньямин Юсупов: В этом концерте я делаю мост между музыкой XIX века к XXI, минуя XX. Что такое XXI век  - синтез, благодаря интернету и современной коммуникации. Мы видим, что происходит во всех странах мира, и слышим разные жанры рок-музыки, танго. Чайковский мог слышать только то, что было в Москве и Санкт-Петербурге. И только приехав в Италию, он мог  услышать итальянскую музыку. Произошел поворот сознания в сторону глобализации, с одной стороны, а с другой - колоссальный взлет мастерства современных исполнителей.  То, что сегодня делает Максим Рысанов, конечно, не могло и сниться музыкантам XIX века.  Уровень игры вырос, а репертуар так и остался.

Кроме того, одно из слабых мест классической музыки - это дизайн и то, как проводятся концерты. У музыкантов так много проблем, и так мало оплачивается наш труд, что мы, видимо, сосредотачиваемся полностью на музыке. В отличие от рока и театра, мы не уделяем внимания всему тому, что окружает музыку. Эта одна из причин, почему в концертный зал ходят пожилые люди, те которые привыкли к определенной концепции концерта, а молодежь не посещает. Когда я писал концерт, думал, как бы привлечь молодежь  - написать рок, танго, сделать световые решения. Дать массу возможностей для импровизации солистам, ударникам, гитаристам, ввести какие-то дополнительные инструменты, которые  не используются в классическом симфоническом оркестре. Не знаю, удалось мне или нет. Но факт в том, что этот концерт довольно часто исполняется во многих странах мира.

О классике и современности

Беньямин Юсупов: Говоря вообще о современной музыке двадцать первого века, надо определить, что такое двадцатый. Музыка раньше развивалась по прямой. В Европе после Первой мировой войны композиторы в какой-то момент сказали: «Мы хотим заниматься тем, что интересно нам.  Уйти в свой мир, быть учеными, развивать науку, которая называется композиция, вне зависимости от потребностей публики».

С другой стороны, было сильно такое движение в музыке как менеджмент, появились агентства. Это привело к тому, что появился какой-то конвейер делания денег. И для того, чтобы конвейер работал, нужно было найти какие-то очень простые работающие модели. Это все привело к тому, что композиторы стали одним обществом. А музыканты и исполнители - это другое общество. Они, в основном, играли классический репертуар, который публика любит и за который платит  деньги. Все это привело к размежеванию, которое, я считаю, называется общим словом «авангардизм». И в XXI веке мы видим последствия этого процесса. Произошла свобода мышления не только в печати и в сознаниях людей, но и у композиторов. У них сейчас много разных выходов. Они могут делать все, что хотят. 

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах