Примерное время чтения: 8 минут
494

Чаепитие с другом. Каким запомнился воронежцам писатель Владимир Добряков

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 38. АиФ-Черноземье 19/09/2018

Спасла влюблённость

За свою долгую жизнь Владимир Добряков не раз менял адреса. Родился он в Москве в 1924 году и прожил там до войны. На фронт будущий писатель не попал, но строил оборонительные сооружения на подступах к Орлу, а после отправился в эвакуацию в Куйбышев, где работал на авиазаводе.

Когда Владимир Андреевич вместе с мамой — она с ранних лет воспитывала его одна — вернулся в столицу, квартира оказалась занята. Маленькая семья переехала во Львов, где Добряков и нашёл своё призвание. Он так и не закончил русский филфак Львовского университета — увлёкся писательством и посвящал всё своё время литературным опытам.

Судьбоносной стала встреча с известным украинским публицистом и литератором Ярославом Галаном, который увидел в молодом человеке талант и рекомендовал его в Союз писателей. Спустя всего три месяца Ярослав Галан был убит бандеровцами, а Владимир Добряков понял, что теперь просто обязан воплотить свою мечту.

В 1962 году Добряков переехал в Липецк, а 1979-м — обосновался в Воронеже. Всю жизнь, до последних дней, он писал для детей и про детей. Драма взросления, первая любовь и первое предательство, знакомство с миром и поиск себя в нём — всё это можно найти в умных и добрых книгах Добрякова. Например, в известной повести «Король живёт в интернате», где 15-летний паренёк, попавший в плохую компанию, вырвался из неё благодаря поддержке сверстников и собственному характеру. И счастливый конец в данном случае вовсе не кажется банальностью — пожалуй, настоящий детский писатель не может не быть оптимистом.

К тому же, судя по всему, история вовсе не была выдуманной. По свидетельству друзей писателя, он не раз рассказывал, как в своём московском детстве связался с хулиганами. Спасли влюблённость в знакомую девочку и увлечённость чтением.

«Ежиное» братство

Поколение 25-30-летних воронежцев помнит дедушку Владимира Добрякова, прежде всего, благодаря клубу юных сочинителей и молодёжной газете «Ворон и Ёж», создателем, руководителем и вдохновителем которой он был. Очень высокий, но согнутый болезнью Бехтерева, с характерной походкой, которую можно услышать издали, — казалось, разница в возрасте такая, что о дружбе не может идти и речи. Тем не менее, как признаются добряковские «птенцы», писатель был для них старшим другом.

В середине 2000-х Клуб юных сочинителей нашёл прописку в библиотеке им. Маршака. Собирались они — в основном девочки-подростки — за большим столом в читальном зале, пили чай и разговаривали обо всём что волнует и не даёт покоя. На таких задушевных чаепитиях и рождались сюжеты рассказов.

Получалось так, что у каждого участника посиделок складывались очень личные отношения с писателем. Ребёнок чувствовал, что именно на него, словно луч прожектора, направлено внимание, и эта забота помогала раскрыть талант и лучшие душевные качества.

«Когда дети узнали, что идея газеты реальна, обрадовались и сразу начали сочинять название, — вспоминает бывший шеф-редактор издания Наталья Дашкова. — Название «Ворон и Ёж» предложил Владимир Андреевич. Мне оно сначала показалось очень сложным, но потом все привыкли. Юнкоров стали звать «ёжиками». Так появилось наше «ежиное» братство».

Впрочем, слово «братство» — довольно условно: мальчишки среди юных сочинителей всегда были в подавляющем меньшинстве.

Стихами и прозой

В августе 2006 года «ежиная» редакция получила собственное пространство: маленький кабинет в «свечке» на Заставе, два стола, два стула и очень старый компьютер без связи с интернетом. Зато энтузиазма было не занимать. Первый номер вышел, как водится, комом. Но вскоре газета набрала популярность, появлялись всё новые авторы. А некоторые, заразившись идеей, несли полученный опыт дальше: создавали новые детские газеты в своих школах.

Бумажные письма тогда ещё не стали анахронизмом и лились потоком из районов области — газета очень понравилась пенсионерам.

Газету от первой до последней полосы делали дети: писали рассказы и корреспонденции, фотографировали, украшали страницы рисунками. И каждый ребёнок раскрывался: один — как писатель, другой — как художник, третий — как журналист. К счастью, в то время вездесущая бюрократия ещё не додумалась вмешаться в детское творчество: не нужны были разрешения родителей на использование труда их чад, никто и не слышал ни о каких «персональных данных ребёнка».

Каждый юнкор получал «корочку» и очень ей гордился, а за публикацию платились даже небольшие гонорары. Впрочем, для многих главным было то, что увидевшие свет материалы облегчали путь на факультет журналистики. «Ёжики» активно участвовали в фестивалях детского творчества. Например, юная писательница Раиса Зайцева, выиграв конкурс памяти Фазиля Искандера, получила в подарок от Абхазии квартиру с видом на море.

Впрочем, Владимир Добряков никогда не смотрел на газету лишь как на способ подготовки к журфаку. Ему важно было дать детям свободу самовыражения. На чаепитиях в клубе обсуждались серьёзные общечеловеческие проблемы, и юные сочинители становились личностями: учились формировать и отстаивать собственное мнение.

Юные авторы приносили в редакцию и стихи — конечно, в большинстве своём довольно посредственные. Но Владимир Добряков умел вылечить от графомании и привить вкус к настоящей творческой работе.

«Он говорил девочке: «Давай ты основную мысль, заложенную в стихотворении, напишешь прозой. Как? Как есть, так и пиши», — рассказывает Наталья Дашкова. — И когда эта девочка вместо стихотворения о разбитой вазе, живым и простым языком писала эссе о несчастной школьной любви, текст получался гораздо интереснее. Ребёнок лучше начинал понимать свою проблему, ведь он провёл внутреннюю работу, задал себе правильные вопросы и ответил на них».

Фото: Из личного архива

«Как Януш Корчак»

«Ёжики» учились не только творчеству, но и дисциплине: номер газеты должен выйти в назначенный день, и никакие обстоятельства на это повлиять не могут. В дни вёрстки ребята порой засиживались до ночи, несмотря на звонки встревоженных родителей.

В 80 лет Владимир Добряков овладел «новыми технологиями» и работал дома за стареньким компьютером, который ему подарил кто-то из друзей. Текст набирал крупным шрифтом — подводило зрение. Возможно, именно постоянное общение с молодёжью подстёгивало интерес ко всему новому.

«Молодёжи очень нужны взрослые люди, — считает Наталья Дашкова. — Но не у каждого взрослого есть дар общаться с детьми. Добряков был и писателем, и общественным деятелем, и педагогом-психологом — как Януш Корчак. Мыслитель-гуманист».

Всероссийский авторитет писателя позволял входить в кабинеты к чиновникам и бизнесменам, чтобы найти поддержку самым донкихотским замыслам. Выходили красивые альманахи с детскими рассказами и иллюстрациями. Последний увидел свет уже после его смерти.

Владимир Добряков писал до конца. Последняя повесть рассказывала историю дружбы девочки из России и мальчика из Франции, которые познакомились через интернет. Завершить эту романтическую историю так и не удалось...

Упавшее знамя

Воронежским школьникам 2000-х повезло больше, чем их сверстникам сегодня: Клуба юных сочинителей сейчас нет. В 2014 и 2015 годах прошли детские литературные конкурсы памяти Владимира Добрякова, но с тех пор больше не повторялись. Недавно среди друзей и коллег писателя родилась идея продолжить его дело.

«На Западе в школах, колледжах, вузах есть специальный предмет: «творческое письмо», — говорит писательница Людмила Шилина. — Это не значит, что все ученики и студенты могут стать писателями. Но владение творческими навыками, способность генерировать мысли пригодится человеку на любом этапе его жизни — будет ли он вести переговоры, сочинять рекламу или создавать новую техническую идею».

Писательница решила подобрать упавшее знамя. В следующем году Владимиру Добрякову исполнилось бы 95 лет. Хочется верить, к его юбилею Клуб сочинителей будет возрождён.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах