Владимир Елецких, краевед и автор книги «Немое кино в Воронеже», рассказал по этому поводу много интересного.
За год вперёд
Как только изобрели немое кино, практически по всему миру стали открываться залы для показов. В Воронеже первые электротеатры появились в 1907 году, хотя заезжие гастролёры привозили фильмы уже в 1905–м, и сеансы устраивались в шатрах. Но уже спустя два года стал работать кинотеатр «Биограф» на Большой Дворянской и кинотеатр «Модерн», стоявший на месте современной «Юности».
Спустя ещё год в здании современной Филармонии появился «Тауматограф» – его построили потомственные почётные граждане города Типцевы. В «Тауматографе» даже сформировалась своя постоянная публика, которая, хоть и жаловалась на труднопроизносимое название кинотеатра, заказывала билеты за год вперёд.
Фильмы начинали показывать в шесть вечера и заканчивали не позднее 11. Начинали с драмы, затем шёл документальный фильм, потом комедия и, наконец, зарисовка. Один фильм длился не более 10 минут. И после каждого объявлялся антракт, во время которого можно было выпить чайку или чего–то покрепче.
Время больших экранов
В 1913 году в Воронеже открылся кинотеатр «Ампир» (сегодня это «Спартак». – Ред.) на 800 мест, построенный по последнему слову «техники». Он сразу же стал одним из самых посещаемых в городе.
Спустя какое–то время у градоначальников Воронежа возникла идея сделать под этим же названием другой, ещё более крупный кинотеатр. Но в итоге имя всё же поменяли на «Увечный воин». Строительство началось в 1914 году, а вот когда завершилось, остаётся неясным. Изначально его открыла организация инвалидов войны «Союз увечных воинов». Задумывалось, что в кинотеатре будут работать покалеченные во время войны люди. Но строительство шло медленно, и полноценно кинотеатр заработал только в 1917 году, а об идее помощи инвалидам войны и вовсе забыли. Уже в 1918 году «Увечный воин» стал называться «Пролетарий».
Наш земляк Василий Гончаров был ни много ни мало одним из первых режиссёров российского немого кино. Он родился в 1861 году в семье мещанина. Известно, что он много лет работал чиновником на железной дороге. При этом очень увлекался театром и пробовал писать пьесы. Весной 1908 года Гончаров оставил службу и вплотную занялся театром, но смог пристроить только две своих пьесы. В то же время он загорелся идеей немого кино. Съездил во Францию, посмотрел, как там снимают фильмы, и вернулся с массой планов и необходимой для съёмок аппаратурой.
До этого российские кинотеатры показывали в основном зарубежные ленты, но Гончаров решил традицию изменить. Известность ему принесли исторические картины «Стенька Разин», «Пётр Великий» и др. Модного режиссёра принимали даже в царской семье. Лично Николай II согласился выделить военных для съемки батальных сцен фильма «Оборона Севастополя». Это был первый подобный фильм в России, практически боевик. И хотя публика его встретила неоднозначно – некоторые пеняли на слишком вольное отношение к историческим событиям, лента в прокате собрала большие деньги.
Однако быть первым не всегда хорошо. Гончаров так и не смог стать полноправным обладателем авторских прав на свой же фильм. В то время считали, что авторством тут и не пахнет, ведь всё сделала… камера.
Знай наших!
К первому фильму о любви тоже приложили руку воронежцы, так как именно по книге нашей землячки сняли первую мелодраму «Ключи счастья». Писательница Анастасия Вербицкая родилась в Воронеже в небогатой дворянской семье в 1861 году. В доме царил настоящий культ театра. С ранних лет Настя участвовала в театральных постановках, рано начала писать и с 1894 года с головой ушла в литературу. Популярность у массового читателя она завоевала благодаря роману «Ключи счастья», где открыто говорится о сексуальной свободе женщины и даже есть намёки на однополую любовь.
Кстати, когда вышел фильм по этому роману, на сеансы запретили пускать гимназистов. Более того, девушку, которая тайно пробралась на фильм, исключили из учебного заведения.
Не обошлась история немого кино и без нашего знаменитого циркового артиста Анатолия Дурова. Именно он стоял у истоков первого игрового фильма – до этого больше была принята документалистика. Картина называлась «Золото, смех и слёзы» и рассказывала о трагичной истории любви клоуна. Съёмки проходили в Воронеже, были засняты окрестности, а в город приехали столичные звёзды. Премьера состоялась в воронежском электротеатре «Паллас» в 1915 году.
Помимо этого, Дуров снимал в немом кино своих дрессированных зверушек. Например, в фильме «Наполеон наизнанку» все роли исполняли звери, а Вильгельма Второго сыграла дуровская обезьянка.
– Немое кино во многом было не очень качественным, – считает Владимир Елецких. – Всё упиралось в деньги, и зачастую, чтобы сэкономить, снимали в маленьких помещениях и очень посредственных актёров. Например, в фильме «Жизнь и смерть Александра Пушкина», который снял наш режиссёр Гончаров, роль Пушкина исполнял малоизвестный артист, причём совершенно не похожий на писателя. Актёр был очень толстым и единственное, чем напоминал Пушкина, – это бакенбардами, да и то – приклеенными.